На субсидии могут рассчитывать любые частные компании, имеющие собственное, пусть и небольшое, производство. Как пояснил вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Семен Мительман, сегодня позволить себе расходы на подготовку молодежи могут только промышленные гиганты, где мастерам за введение в профессию новичков устанавливают специальные доплаты. МСБ отвлекать от производственного процесса квалифицированных рабочих не по карману. Соответственно, и практику студенты учреждений профобразования на таких предприятиях не проходят. Профессию постигают в альма-матер, порой на морально устаревшем оборудовании. А на реальное производство попадают только перед выпуском.
- Гораздо перспективнее дуальное обучение, когда студенты практикуются на предприятиях без отрыва от учебы по несколько дней в неделю, - говорит Мительман. - Кроме того, на обновление производственной базы колледжей отвлекаются колоссальные средства, которые можно направить на более важные цели. Субсидирование оплаты труда наставников - лишь первый шаг по внедрению новой модели подготовки кадров.
Предприятие "ДСТ-Урал" станет первым в регионе, где студентов начнут включать в производственный процесс еще на стадии обучения. В рамках федерального проекта "Профессионалитет" предприятие заключило соглашение с Челябинским механико-технологическим техникумом о совместной подготовке операторов, наладчиков и технологов-программистов станков с ЧПУ и сварочных роботов.
- Обращению с современным оборудованием сегодня учат недостаточно, преподают в основном теорию, поэтому и ощущается дефицит специалистов, - рассказала директор по персоналу компании Дина Шакурова. - А у нас на предприятии 15 роботов, большой сварочный портал и самые современные станки с ЧПУ. Мы очень заинтересованы в притоке молодежи и хотим, чтобы ребята, заканчивая обучение, могли сразу встать к станку.
- Представители предприятия вошли в совет образовательного учреждения, и теперь мы вместе пересматриваем и координируем учебные программы под требования реального производства, - пояснила в свою очередь замдиректора техникума по учебной работе Татьяна Дядичкина. - Если раньше наши студенты приходили на предприятие только по окончании двух курсов, то с нового учебного года 150 первокурсников начнут осваивать практические навыки с первых недель обучения. Часть наставников трудоустроим у нас по совместительству, чтобы они могли проводить лабораторные и практические занятия непосредственно в техникуме.
Пока бюджетные средства решено направлять на организацию подготовки выпускников учреждений профобразования, в том числе и вузов, в возрасте до 35 лет. То есть тех специалистов, которые уже приняты в штат. А доплату из бюджета их наставники будут получать пропорционально отработанному с новичком времени, но не более трех месяцев в году.
Ирина Гехт, первый вице-губернатор Челябинской области:
- В Челябинской области глубокие традиции наставничества на производстве. И если в крупных организациях такая система сохранилась, то в средних с ее внедрением возникают проблемы. Такие запросы мы неоднократно получали от работодателей региона. Развитие наставничества позволит повысить производительность труда, квалификацию молодых работников, значительно ускорит процесс их социализации, снизит текучесть кадров.