За незаконное наказание автовладельцев предложено штрафовать тех, кто вынес постановление
Его авторами выступили представители ЛДПР во главе с Леонидом Слуцким.
Проблема ошибочных штрафов, особенно вынесенных с помощью автоматических камер, стоит довольно остро. Дело в том, что такие наказания выносятся в упрощенном порядке. А обжаловать их - это огромная проблема, плюс трата времени и денег. Никто не знает, сколько таких ошибочных штрафов приходит автовладельцев, ведь обжалуют их единицы.
Как рассказал один из авторов проекта, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, в настоящее время обжалуется лишь около 10 процентов всех неправомерных административных штрафов, поскольку водителю часто проще заплатить такой административный штраф, чем тратить время и силы на разбирательства.
В результате штрафы за то, что на фото попала чужая машина, или сплошную линию разметки пересекла не машина, а ее тень, либо постановление за превышение скорости выписано на автомобиль, находившийся в момент нарушения на эвакуаторе, остаются не обжалованными. А те, кто должным образом не изучил материалы и поставил свою подпись под постановлением, безнаказанными.
В действующем Кодексе об административных правонарушениях отсутствует ответственность должностных лиц за вынесение неправомерных, незаконных постановлениях. Хотя речь о необходимости внедрения такой ответственности идет давно. Даже ОНФ не раз предлагал закрепить ее в действующем КоАП, а также прописать в проекте нового КоАП.
И вот депутаты решили закрыть этот пробел. Законопроектом дополнить действующий КоАП новой статьей 12.38. Она предусматривает административную ответственность должностных лиц, подписавших ошибочное постановление, за незаконное привлечение собственника транспортного средства к административной ответственности. Причем предусматривается, что их будут штрафовать в размере наложенного на автовладельца штрафа, но не менее, чем на 5 тысяч рублей. Выписали штраф за пересечение разметки, которого не было на 500 рублей, получит инспектор штраф 5 тысяч рублей.
Абсолютное большинство штрафов на автовладельцев, предусмотренных Кодексом, гораздо ниже 5 тысяч. Но есть штрафы для грузоперевозчиков, которые также выносятся с помощью комплексов автоматической фиксации нарушений. Речь идет о нарушений весогабаритных требований. И споров по этим штрафам, в отличии от штрафов за все остальные нарушения, огромное количество. Еще бы, ведь там они исчисляются суммами и в 100 тысяч, и в 250 тысяч рублей, когда наложены на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если законопроект вдруг примут, то такой оспоренный штраф обойдется инспектору, его выписавшему, уже не в 5 тысяч, а именно в те самые 100 или 250 тысяч рублей. Очевидно, что перед тем, как его выписать, инспектор десять раз проверит правомерность его вынесения.
Принятие такого законопроекта позволит сократить количество ошибочных постановлений.
Однако жаль, что он распространяется только на случаи фиксации нарушений автоматическими камерами. Довольно часто инспекторы на дороге неправильно квалифицируют действия водителей.
Например, в случае непропуска пешехода. Или неправильно квалифицируют само нарушение. Нечитаемый номер квалифицируют как видоизменненый. И наказывают водителя не штрафом 500 рублей, а привлекают его по статье, по которой грозит либо штраф 5 тысяч, либо лишение права управления. За такие действия их также необходимо привлекать к ответственности. Но внесенный в Госдуму законопроект этого не предусматривает.
Впрочем, правительство законопроект не поддержало. В отзыве указано, что меры воздействия на инспекторов и так предусмотрены законом о полиции. Например, выговор. Кроме того, в нем указывается, что сейчас предусмотрен упрощенный порядок обжалования штрафов через портал госуслуг.