- Все это, конечно, связано с его трагической судьбой, - подчеркивает значение личности и биографии коллекционера Михаил Пиотровский. - В судьбе и его, и его коллекции множество драматических вещей. Но если бы не было такой жизни, не было бы и такой коллекции.
"Драматические вещи" от Сергея Щукина в Эрмитаже позволят не просто заново увидеть появление здесь нового искусства, но и вспомнить интерес Эрмитажа к ассириологии (а потом и к урартулогии). "Картины Матисса, например, восходят к месопотамским, ассирийским аллюзиям", - напоминает Михаил Пиотровский.
Благодаря коллекциям Щукина и Морозова новое искусство стало частью русского искусства. И несколько поколений художников России стали по-настоящему хорошими художниками "благодаря тому, что они могли видеть все это".
А кроме того, коллекция Щукина (вместе с коллекцией Морозова), по словам Пиотровского, помогла российским музеям и Эрмитажу создать для художественных выставок систему гарантий и государственных иммунитетов, которые работают и сегодня. "Наше слово, слово наших музеев, подкрепленное словами министерства иностранных дел и министерства культуры, имеет большое значение для общемировой музейной атмосферы", - подчеркивает директор Эрмитажа.
Выставки, посвященные Сергею Щукину и братьям Морозовым, которые с разницей в один день откроются в конце июня в Эрмитаже и Пушкинском музее, - это завершение большого международного выставочного тура, посвященного великим русским коллекционерам. Сначала их ждал триумф в Париже.
С похвалой отозвавшись о "страстном" подходе к ним французской стороны (их устраивал Фонд Louis Vuitton), директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак отмечает небывалый результат. Выставка, посвященная коллекции Сергея Щукина, собрала в Париже 1 250 000 посетителей. А выставка, посвященная коллекции братьев Морозовых, еще больше - 1 300 000 человек. "Несмотря на пандемию, огромные толпы людей с утра до вечера стояли в очереди, стремясь попасть в фонд Louis Vuitton и увидеть это искусство", - говорит Марина Лошак.
Но выставка, которая откроется в Эрмитаже, представит совсем другой тип выставки, чем были доселе. "Мы постарались пойти навстречу друг другу и предприняли невероятное шаги, чтобы в Эрмитаже оказались все те вещи, которые сделают выставку иной, непохожей на все предыдущие, - подчеркивает Марина Лошак. - Например, впервые российский зритель может увидеть весь "иконостас Гогена".
Представить разные взгляды на путь великих коллекционеров - вот к чему стремятся российские музеи, вот почему для них "здорово, что выставки такие разные".
Цикл выставок, посвященных коллекциям Щукина и Морозова, был задуман 10 лет назад, признается заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Михаил Дединкин. "Вначале нам все это казалось малореалистичным, но закончилось неожиданно целой серией, великолепным венком выставок, - говорит Дединкин. - И эта грандиозная работа объединила специалистов из Москвы, Петербурга и Парижа и собрала такое количество посетителей, которое до этого в мире собирала только выставка Тутанхамона в начале 1970-х годов.
Научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Ольга Леонтьева отметила, что посвященная Щукину выставка в Эрмитаже по-новому, не так, как мы привыкли себе его представлять, покажет ход развития истории искусства. Привычные залы из-за перемещения картин будут выглядеть иначе. Чего стоит, например, объединение Ван Гога с Гогеном в одном пространстве. "В Эрмитаже все время что-то меняется, - подчеркнул Михаил Пиотровский и посоветовал привычный вопрос "а куда это делось?" поменять на вопрос "а что у вас тут нового?". Ведь музей такое пространство, в котором всегда есть место новому.