Корреспонденты "РГ" побывали в Геленджике на городской улице Взлетной, 44, на постоянно действующей выставке мастера, и увидели, как вторичные отходы превращаются в творческие композиции, вызывающие изумление. По одной из легенд, белая лошадь - это символ свободы, веры и силы. При освоении новых земель ее запускали туда, где требовалось найти источник чистой воды, и лошадь била копытом именно в том месте, где находилась вода.
...Первое, что посетитель встречает у галереи, - это длинная стена высотой в два человеческих роста из белых булыжников, которая огораживает выставку. Но когда подходишь ближе, то с удивлением обнаруживаешь, что "камни", из которых состоит стена, на самом деле оказываются выкрашенными в белый цвет пластиковыми бутылками. Их здесь, оказывается, 65 тысяч (!) штук, причем все собраны на пляжах Геленджика, демонстрируя тем самым, насколько острым является вопрос загрязнения окружающей среды. И в "Белой Лошади" так все - сначала видишь одно, но если задумаешься и переосмыслишь, то это оказывается совсем другим.
Дверь нам открыла сама Нина Никифорова, которая и создала это чудо. За пластиковой стеной - небольшой двор, где выставлена часть ее работ. Например, при входе сразу бросается в глаза большой прозрачный шар - модель нашей планеты с морями и континентами, - изнутри более чем наполовину заполненный маленькими пластиковыми бутылками. Тоже символ борьбы с загрязнением окружающего мира. Но эта сфера, почти до краев набитая отходами, как-то сразу наглядно показывает сложность проблемы.
А чуть дальше в глаза бросается сидящая на крыше здания девушка из пластика, где расположена основная часть галереи. Незнакомка выкрашена в белый цвет, она с длинными ногами, красивой фигурой и ярко-рыжими волосами, торчащими вверх в виде напоминающих полумесяц рогов. Девушка мечтательно смотрит в небо и настолько гармонично сливается с домом, что кажется живым человеком, просто забравшимся на карниз посидеть.
- Ее зовут Маргарита, - с ироничной улыбкой объясняет Никифорова, - так же, как героиню романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". И она тоже умеет летать. Наверное... А сделана из отходов производства обуви, пластиковых обрезков, бутылок, списанного постельного белья гостиниц.
По словам художницы, некоторые созданные арт-объекты стоят под открытым небом уже по десятку лет, под дождем и солнцем, и с ними ничего не происходит. Что показывает, как долго распадается пластик в природе при естественных условиях и какой вред может нести окружающей среде.
Проходим дальше в дом - здесь расположена главная часть выставки. И тут над каждым представленным произведением приходится размышлять.
Одна из ключевых композиций - "Ангел, купающий Землю". Существо высших сил склонилось над шаром и бережно омывает его в мыльной воде. В скульптуре каждый увидит что-то свое, интерпретаций может быть множество, но удивительно, что объект создан из полиэтиленовых мешков, обрезков производства обуви и списанного постельного белья гостиниц.
Также одно из центральных мест занимает композиция "Сидящая на двух стульях". Красивая девушка с точеной фигурой, длинными ногами и инопланетным головным убором сидит на двух стульях, поставленных друг на друга. Автор называет ее "сестрой" той самой Маргариты, расположившейся на крыше дома при входе. "Сидящая на двух стульях" олицетворяет любого человека, который играет много ролей в жизни. На работе - одну, в семье - другую, с друзьями - третью... И таких - сотни. Причем загадочность скульптуры обрекла ее на популярность: композицию сняли уже в трех детективных сериалах, которые вскоре покажут на федеральных каналах.
А вот "Дракон, рождающий галактику" интересен не только своей идеей, но и историей создания. Первоначально он был сделан как заготовка для фестиваля "От мусора к искусству". Там готовый вариант дракона приобрела Мехрибан Алиева, супруга президента Азербайджана и первый вице-президент республики. Оказалось, первая леди соседнего государства коллекционирует скульптуры драконов... и не смогла удержаться от покупки.
Однако первоначальная заготовка этого волшебного существа так и осталась в мастерской кубанской художницы. Пока однажды она не доделала ее в самостоятельную композицию. Дракон несет на себе множество планет, но только до тех пор, пока они не вырастают и не становятся самостоятельными. Изготовлена композиция из тех же материалов, что и ее брат-близнец, оставшийся у Мехрибан Алиевой, - из картонных упаковок для яиц, отходов производства обуви и полиэтилена.
- Сюда приходит публика непростая, думающая и увлеченная искусством, - рассказывает Нина Никифорова. - Ведь, по сути, я продаю культурный шок. Это и завораживает. Например, был такой поразительный случай: мужчина, лет 45, очень неброско одетый, долго ходил по галерее, рассматривал все, слушал аудиоэкскурсию, которая транслируется через наушники. А потом заинтересовался одним экспонатом - стеклянной бутылкой, которую я нашла на пляже. Она долго лежала в воде и ровно наполовину обросла водорослями и моллюсками. А вторую ее часть сделала я, восстановив недостающие элементы. И получилось, что это как бы совместное творчество природы и человека - такое второй раз не повторить!
Нина Никифорова большую часть жизни проработала детским хирургом, была весьма успешным врачом, но когда ей исполнилось 50 лет, то попала в страшную автокатастрофу, в которой получила травму шейного отдела позвоночника. В результате этого руки, как говорится, "вышли из строя", что для хирурга, которому нужны твердые и уверенные движения, стало настоящей трагедией.
Чтобы вернуть прежнюю пластику пальцев, Нина Борисовна начала мастерить разные вещи. Каково же было удивление - и ее самой и окружающих, - когда у бывшего врача начали получаться произведения искусства, которые стали размещать в галереях художников и предлагать за них баснословные деньги!
После этого Нина Никифорова провела более 20 персональных выставок в России и за рубежом, стала победителем массы конкурсов, а также создала постоянно действующую галерею "Белая Лошадь" в Геленджике, ставшую одной их самых популярных среди туристов на курорте.
Книга Никифоровой "Крутой поворот, или Прививка от старости" завоевала золотую медаль "Европейское качество" на книжной ярмарке в Барселоне.