В Новороссийске путешествие начинается с Морского вокзала. На часах половина седьмого утра, поэтому площадь набережной выглядит пустынно. Процедуру досмотра и проверку билетов с предъявлением паспорта прошла только супружеская пара с чемоданами.
Наконец, с другой стороны Морского вокзала предстает корма теплохода с его родным названием "Севастополь". Впрочем, на это обстоятельство не обращают внимания, для всех судно просто "Комета" - такая популярная и любимая в советские времена. Новый проект пассажирского катера характеризуется не только автоматической системой управления и современными материалами, но и повышенной комфортабельностью.
- Рассадка свободная, но если хотите красивых видов, то лучше занять кресла по левую сторону - тогда перед вами всегда будет линия берега, - объявляют матросы.
Немногочисленные утренние пассажиры следуют их совету. Внутри просторный салон разделен на две части: эконом и бизнес-класс. В обеих есть кресла авиационного типа с откидными спинками и столиками, сплит-системы, телевизоры. В кормовом отсеке расположены туалеты и бар с безыскусным, но удобным меню: кофе, чай, сэндвичи. Всего на борту может разместиться до 120 человек.
В этот час бухта спокойна, но погода изменчива, и в случае штормового предупреждения рейсы приходится отменять.
- Это судно не круизное, а пассажирское, нечто вроде морского автобуса. Оно в состоянии выйти в море при волнении до двух баллов, больше - уже опасно, - рассказывает капитан "Кометы" Александр Матвиенко. - Однако далеко не каждый готов выдержать качку: маршрут у нас протяженный - более 200 километров... и бывает так, что в Новороссийске стоит хорошая погода, а после Туапсе задувает сильный ветер, и тогда из-за монотонных колебаний у некоторых пассажиров случаются приступы морской болезни.
"Комета" развивает скорость до 65 километров в час, но в закрытом салоне, оснащенном шумо- и виброизоляцией, сложно ощутить быстроту движения. Только выйдя на верхнюю палубу через капитанскую рубку, чтобы сфотографировать стремительно удаляющийся берег Новороссийска в обрамлении зеленых складок Маркотхского хребта, я по-настоящему почувствовала мощность теплохода: чтобы не потерять равновесие, пришлось одной рукой держаться за поручень, а другой щелкать затвором.
Впрочем, скоростные характеристики ярко иллюстрирует график движения - 40 километров до Геленджика мы покрыли за час, а до Сочи добрались за три. Учитывая традиционные пробки в летний сезон и серпантины дорог, прогулка на подводных крыльях является наиболее мобильным вариантом. Недаром "морским такси" в прошлом году воспользовались даже отдыхавшие на курортах известные артисты - к примеру, в общем салоне, надвинув низко козырек на глаза, один раз проехался шоумен Гарик Мартиросян.
- На мой взгляд, "Комета" - самый быстрый способ добраться до Сочи, - признается Дмитрий Мельников, отправившийся в водное путешествие с супругой, чтобы вечером улететь домой в Москву.
- Это альтернативный вариант путешествия между курортами и интересный вариант для детей. Моим дочкам очень понравилось, - добавляет Татьяна Крайняя.
Девушки Дарья и Алина приехали в Геленджик из Санкт-Петербурга, чтобы поддержать своих женихов. В майские праздники в окрестностях курорта проходили масштабные соревнования "Маркотх Эндуро" - гонки на спортивных мотоциклах по бездорожью, в которых парни приняли участие. Призовые места они не заняли, зато получили впечатлений на год вперед.
Первую "Комету" на подводных крыльях в конструкторском бюро имени Алексеева создали в 1961 году. Самая длинная в мире ежедневная линия для морских судов на подводных крыльях Сочи - Керчь с портами захода Лазаревское, Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа была открыта 3 мая 1972 года. Рейсы выполнялись таким образом, чтобы в конечный пункт судно приходило до наступления темноты. Это были времена свободного перемещения по всему Союзу, и для покупки билета не нужен был паспорт.
Новая "Комета 120М" внешне напоминает советскую прародительницу. Визуально судно не претерпело сильных изменений: длина - 35,2 метра, ширина - 10,3 метра, пассажиры размещаются в передней и средней частях судна; на корме, вблизи двигателей, находится ходовая рубка. Единственно, сейчас скоростные суда - коммерческий проект, техническое обслуживание катеров требует немалых средств. К примеру, только за один рейс "Комета" сжигает до 2,5 тонны топлива.
"Комета" отправляется из Новороссийска в 7.00, из Геленджика отходит в 8.15 и приходит в Сочи в 11.30. Обратный рейс в 16.00 и прибытие в Новороссийск в 21.30. Цена билета для взрослого составит 2990 руб. и 1700 для ребенка. Путешествие до Геленджика обойдется в 500 руб. Из Сочи в Сухум на "Грифоне" цена поездки 2500 руб. для взрослого и 1500 руб. для ребенка.
Скоростные суда "Комета" и "Грифон" совершают по 2 рейса в день. За весь период навигации - с конца мая по сентябрь прошлого года - катера перевезли по маршруту Новороссийск - Геленджик - Сочи 14 321 пассажира. В нынешнем сезоне катамаран "Грифон" начал курсировать между Сочи и Сухуми. Как рассказали в компании перевозчика "Водоход Экспресс", расписание рейсов построено так, чтобы отдыхающие, прибыв на курорты, могли позагорать на пляже либо прогуляться с экскурсией по городу, а вечером при необходимости вернуться обратно.