В госсобственности решено оставить Тюменский дом печати, издательско-полиграфический комплекс "Дальпресс" во Владивостоке, "Советскую Сибирь" в Новосибирске, издательско-полиграфический комплекс "Звезда" в Перми, "Челябинский дом печати", полиграфическое предприятие "Кострома", издательства "Советская Кубань" в Краснодаре и "Кавказская здравница" в Минеральных Водах, а также издательско-полиграфическую фирму "Воронеж".
Решение правительства полностью поддержали в Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП). Вице-президент ассоциации Дмитрий Закиров рассказал, что еще в 2017 году МАП обратилась в кабмин с инициативой о приостановке приватизации газетно-журнальных и книжных полиграфических предприятий федерального подчинения. Предложение тогда поддержали. Он также отметил стратегическое значение комплекса государственных полиграфических предприятий АО "Российские газеты".
"Эти газетно-журнальные типографии еще сохраняют некогда более широкую сеть децентрализованной печати газет и журналов в стране. Они обеспечивают необходимые потребности в выпуске периодических изданий, содействуют укреплению единого информационного пространства и возможности равного доступа населения страны к информационным ресурсам, особенно в части материалов, публикуемых всероссийскими ежедневными печатными СМИ", - считает Закиров.
История с приватизацией федеральных (т о есть находящихся в государственной собственности) полиграфических центров началась еще в 2000-е годы. Именно тогда были приватизированы некоторые типографии, которые входили в децентрализованную систему печати газет. Еще с советских времен в каждом региональном центре были такие комплексы, которые печатали федеральные издания. По словам генерального директора АО "Российские газеты" Вячеслава Корягина, после продажи в частные руки большинство из тех типографий переделали, например, в торгово-выставочные центры.
"Уже тогда, в 2000-е, власти начали бороться с такой тенденцией: в частности, создали концепцию реформирования полиграфической отрасли, которая подразумевала сохранение системы децентрализованной печати на территории страны. Сейчас эту концепцию активно реализует минцифры как профильный федеральный орган власти - так и появилось это решение правительства", - объяснил Корягин.
Эксперт рассказал, что с 2010 по 2016 год было приватизировано около 55 федеральных полиграфических предприятий. А новые собственники во многих случаях их закрыли или перепрофилировали: в результате закрылись производства в Благовещенске, Мурманске, Архангельске, Пензе, Томске и ряде других городов.
Только с 2013 года было приватизировано 12 типографий, как газетно-журнальных, так и книжных, напоминает директор департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии минцифры Владимир Григорьев.
"Последняя продажа состоялась буквально недавно, в апреле текущего года. Это была книжная типография ОА "Уральский рабочий". К сожалению, многолетняя практика показывает, что после приватизации типографии прекращают свою производственную деятельность, трудовые коллективы теряют работу, а недвижимое имущество приспосабливается под иные цели", - говорит он.В собственности государства остается 9 типографий, которые находятся под управлением АО "Российские газеты". Эта интегрированная группа специализируется на печати газет и журналов, является составной частью системы, которая обеспечивает "единство информационного пространства страны", указывает представитель минцифры.
По словам Корягина, есть еще один важный момент: сохранение типографий в собственности государства позволит сохранить доступ людей к достоверной информации. Еще в начале процесса приватизации среди новых владельцев типографий было распространено мнение о том, что печатные станки изживают свой век, так как идет активная цифровизация всех сфер жизни общества и семимильными шагами развивается интернет. Многие предполагали, что большинство будет брать информацию именно в Сети. Однако время показало, что даже с распространением интернета далеко не все печатные издания можно и нужно закрыть. "Понятие "фейк" ведь появилось в информационном пространстве именно благодаря интернету, а уровень доверия читателей к печатному слову традиционно гораздо выше", - рассказал эксперт.
Несмотря на стремительный рост цифровых медиа, газеты сохраняют свою социальную значимость особенно для старшего поколения, резюмирует Григорьев.