Бирюлевская ветка метро будет обслуживать районы на юге столицы, а в перспективе - и в Новой Москве. На участке протяженностью чуть более 20 километров планируется открыть 10 станций с рабочими названиями: "ЗИЛ", "Остров мечты", "Кленовый бульвар", "Батюнино", "Москворечье", "Кавказский бульвар", "6-я Радиальная улица", "Липецкая", "Загорье" и "Бирюлево". И хотя проект планировки - и то не всей ветки, а первых трех станций от "ЗИЛа" до "Кленового бульвара" - утвержден мэром Москвы Сергеем Собяниным лишь в августе прошлого года, полностью радиус, как говорят в "Мосинжпроекте", будет построен уже в 2026 году.
И это притом что строительство ведется в условиях существующей жилой застройки, а значит, у метростроевцев не так уж много возможностей для маневров. Тем не менее новую ветку удалось вписать в застройку так, что четыре ее станции образуют очень удобные пересадочные узлы. С "ЗИЛа" можно будет перейти на одноименную станцию МЦК, а в перспективе - и на Троицкую линию метро, с "Острова мечты" будет переход на станцию "Технопарк" Замоскворецкой ветки, "Кленовый бульвар" переведет пассажиров на одноименную Большой кольцевой линии метро, а с конечной станции "Бирюлево" легко получится перейти на платформу Бирюлево-Пассажирская Павелецкого направления МЖД, которая войдет в состав МЦД-5.
"Бирюлевская линия пройдет по территориям семи районов Южного округа Москвы: Даниловского, Нагатинского Затона, Москворечья-Сабурова, Печатников, Царицына, Бирюлева Восточного и Бирюлева Западного. В зоне влияния новой линии проживают 500 тысяч человек и еще 210 тысяч работают в непосредственной близости", - говорит руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов. И население будет еще расти. К примеру, в Нагатинском Затоне большой объем жилья, строящегося по реновации, а в Бирюлеве Восточном город достраивает после неблагонадежного инвестора ЖК "Царицыно". Строительство этой линии также сильно облегчит жизнь студентам и преподавателям МИФИ, которые сейчас добираются до института наземным транспортом от метро "Каширская".
Дизайн новой ветки будет выдержан в легких и элегантных тонах - так, чтобы воздух, прозрачность и свет оказывали благоприятное эмоциональное воздействие на пассажиров, это позволит снизить уровень стресса от форм и звуков большого города.
На станции "Кленовый бульвар" будет динамическое освещение - обтекаемые колонны, спроектированные в виде "стрелок", переходят в световые линии и являются проекцией движения в пространстве, дающей достаточно света и обеспечивающей визуальное обозначение краев платформы. Освещение будет меняться оттенками в зависимости от того, далеко ли находится поезд. Эту станцию точно не спутаешь ни с одной другой.
Впрочем, и никакую не спутаешь. Каждая станция столичной подземки имеет свое лицо. Взять, например, строящуюся "Яхромскую" на Люблинско-Дмитровской ветке. К ее оформлению приложит руку народный художник России Александр Рукавишников. А что? Метро Москвы - давно такая же достопримечательность, как, скажем, Арбат или Нескучный сад. Поэтому решения о дизайне новых станций принимаются на основании международных конкурсов, как в случае с "Кленовым бульваром", или при участии авторитетных профессионалов, как с "Яхромской".
Пока эта станция "одета" только в бетон, но уже в следующем году, когда планируется завершить строительство северного участка Люблинско-Дмитровской линии метро от "Селигерской" до "Физтеха", "Яхромская" окрасится в яркие краски. По задумке художника основными цветами станции выбраны красный и белый. Половину станции оформят в ярко-красном цвете, напоминающем советский флаг, а другую сделают белой. А продольные светильники на потолке будут "сшивать" обе стороны, словно нити. На белой половине будет расположено художественное панно, посвященное празднованию 800-летия Москвы в 1947 году кисти Рукавишникова. Кстати, изначально этой станции планировалось дать другое название - "Улица 800-летия Москвы". Именно на эту улицу будет выводить пассажиров один из выходов новой станции. Но затем с длинным названием, в котором есть цифры, решили не мудрить, и станция получила имя в честь соседней Яхромской улицы.
"Станция "Яхромская" примерно на треть снизит нагрузку на соседнюю станцию "Селигерская" и разгрузит прилегающую улично-дорожную сеть, включая Дмитровское шоссе и улицу 800-летия Москвы", - уверен Рафик Загрутдинов. А запуск всего участка от "Селигерской" до "Физтеха" с нетерпением ждут более 500 тысяч человек, в том числе и жители подмосковного Долгопрудного, чьей транспортной недоступности тоже приходит конец.
К слову, после запуска этого участка протяженность Люблинско-Дмитровской линии московской подземки составит 45,4 километра. Или в два раза больше, чем было в 2011 году.