Барбара Брыльска шокировала поклонников рассказами о бурной молодости

Барбару Брыльску называли "польской Брижит Бардо". В Польше 60-х и 70-х годов актриса была не просто звездой. Она входила в пятерку "секс-бомб" кино ПНР и была полной противоположностью Нади Шевелевой, роль которой принесла ей славу в нашей стране.
Барбара Брыльска в 70-е годы была одной из наиболее популярных актрис не только в родной Польше, но и в других странах соцлагеря.
Барбара Брыльска в 70-е годы была одной из наиболее популярных актрис не только в родной Польше, но и в других странах соцлагеря. / РИА Новости

В 1965 году - за 10 лет до того, как на советские экраны вышла картина Эльдара Рязанова "Ирония судьбы", - она сыграла в исторической киноленте "Фараон" режиссера Ежи Кавалеровича и стала звездой, причем не только в Польше. Присутствовавший на пробах режиссер Ежи Маркушевский вспоминал, как получилось, что студентка Лодзинской киношколы Брыльска оставила позади всех, в том числе именитых соперниц. "Важнейшим условием для роли Каи было то, что актриса, которая будет ее играть, должна пробоваться практически обнаженной. Все кандидатки были предупреждены об этом. И тем не менее, когда эти прекрасные девушки вставали перед камерой, начиналось кривляние, кокетство, хихиканье, демонстрирование стыдливости. А Барбара разделась без каких-либо церемоний и с присущей ей элегантностью, после чего спокойно приступила к выполнению своей актерской задачи. В ее поведении было столько достоинства, что в студии воцарилась полная тишина. Мы поняли, что имеем дело с настоящей личностью".

Брыльска стала первой актрисой польского кино, решившейся на такой поступок, потому в СМИ ее часто именовали "матерью польского неглиже". Впоследствии биографы подсчитали, что за свою жизнь она 14 раз снялась обнаженной. Для этого, учитывая времена, на которые пришелся расцвет ее карьеры, актриса должна была быть чрезвычайно смелой. И Барбара была не из робких - ее воспоминания про бурную молодость, которыми она, будучи уже в возрасте, поделилась с журналистами, шокировали публику.

И смелость ее окупилась с лихвой. Предложения от самых именитых польских режиссеров сняться в их фильмах сыпались как из рога изобилия. Кроме того, актриса получила возможность побывать во Франции. Фильм был показан на кинофестивале в Каннах. В 1966 году он был номинирован на "Оскар" в категории "Лучший неанглоязычный фильм" и проиграл только потому, что главным соперником была картина Клода Лелуша "Мужчина и женщина". В то время Брыльска была замужем за ученым-информатиком Яном Боровцем, что не помешало ей влюбиться, причем взаимно, в своего партнера по фильму Ежи Зельника. А спустя год Барбара, отчисленная за участие в фильме из киношколы, была приглашена на главную роль в польском фильме "Пан Володыевский". Режиссер, снимавший картину, позже жаловался на "звездные" замашки актрисы. По его словам, она приходила на площадку с собачкой, которая мешала съемочной группе, все время фотографировалась, игнорировала все распоряжения, кроме того, гримеры и костюмеры жаловались на ее тяжелый характер.

Успех этого фильма окончательно вывел Брыльску на олимп польского кино. Ее приглашали на вечеринки, на которые не могли попасть простые смертные. Она была окружена поклонниками. Позже ее коллега по съемочной площадке актер Даниэль Ольбрыхский вспоминал: "Это была, без сомнения, самая красивая девушка в киношколе. Она все еще остается для меня образцом женственности. Если бы кто-то попросил меня изобразить, как я представляю себе женскую красоту, я подсознательно рисовал бы кого-то с такими же глазами, ртом и улыбкой, как у нее".

Но сердце Брыльской было занято другим актером - сербом Слободаном Димитриевичем. Она познакомилась с ним в 1968 году и так полюбила, что была готова бросить мужа и работу, уехать в Югославию и стать домохозяйкой. Но ее мечтам не суждено было сбыться - его семья возражала против этого брака.

Пани Барбара по-прежнему любима в странах бывшего СССР и иногда соглашается приехать на ток-шоу. Фото: getty images

А в 1970 году она вышла замуж второй раз - за врача Людвига Космаля. Спустя три года у них родилась дочь Барбара, а через 10 лет - сын Людвиг. Однажды журналистка спросила актрису, не смущает ли ее мужа, что она снимается обнаженной. "Сударыня, вы знаете, чем занимается мой муж? Он гинеколог!" - парировала та.

Но супруг не смог вынести жизнь в тени звезды и увлекся алкоголем и женщинами. В этот момент началась ее связь с болгарским актером Стефаном Данаиловым. Актриса потеряла голову, но у ее избранника уже была семья, а разводиться он не планировал.

В 1993 году в жизни Брыльской произошла трагедия. Ее дочь Барбара, красавица-фотомодель, погибла в автомобильной аварии. Барбара-старшая так и не нашла в себе силы смириться со смертью Баси. В одном из интервью она рассказала, что утратила вкус к жизни, у нее началась депрессия. Спасением стал сын. "Помню, как в тот роковой день он уговаривал меня: "Мамочка, живи для меня!" И я живу для него", - призналась Брыльска.

Ее актерская карьера, которая до этого развивалась стремительно, практически закончилась. За последние 28 лет она снялась меньше чем в двух десятках фильмов, один из них - российский "Адмиралъ".

Но главной русскоязычной картиной в ее жизни стала "Ирония судьбы, или С легким паром!". После ее выхода на экраны на Брыльску обрушилась всесоюзная слава. Она стала первой иностранной актрисой, которая получила госпремию СССР. Про ее съемки в этой картине рассказывают множество историй. Исполнитель роли Ипполита Барбаре категорически не понравился. "Я сказала Эльдару Рязанову, что не могу целоваться с Яковлевым, не нравится он мне, - вспоминала она позже. - Договорились, что снимать будем со спины, и я только сделаю вид, что целую Ипполита. Однако даже при том, что камера стояла сзади, он все равно норовил впиться в мои губы, а я упиралась и его отталкивала. Настаивала, чтобы мы только делали вид, что целуемся. Настойчивость Яковлева мне не нравилась. И как мужчина он меня не вдохновлял".

Или еще был случай. По воспоминаниям оператора Вадима Алисова, на съемках "Иронии судьбы" осветитель заглянул зачем-то в костюмерную, где переодевалась польская актриса. Барбара была в этот момент без одежды. Парень от неожиданности оторопел. А вот актриса нисколько не смутилась. "Закрой дверь, - говорит, - а то на жену смотреть не сможешь!".

В Польше этот фильм был показан под названием "Счастливого нового года!", но особого восторга у поляков не вызвал. И популярность Брыльской в СССР в последние годы не слишком помогала ей в жизни. Актриса постоянно оправдывалась, что это чистая случайность. "А если бы вам тогда предложили на выбор роль в советском или польском фильме, какую вы бы выбрали - ту, которая выгоднее, или ту, которая патриотичнее?" - выспрашивал один из журналистов. "Ту, которая интереснее", - парировала Брыльска.

Отвечая на вопрос, чувствовала ли она себя звездой, насколько это было возможно в социалистической Польше, она ответила: "Да, но это никогда не имело финансового эквивалента, не отражалось на моей ежедневной жизни". Так, они с Людвигом Космалем после развода еще несколько лет продолжали жить вместе из-за отсутствия другой жилплощади.

Но, конечно, у нее было больше возможностей, чем у обычных людей. "Как-то раз - в те времена, когда в магазинах мало что можно было купить и люди стояли в огромных очередях, - я получила окорок из-под прилавка. Узнавшая меня продавщица подмигнула мне и что-то завернула. Я на радостях положила этот сверток на крышу автомобиля и забыла о нем. Села в машину и поехала. И люди по дороге оглядывались на меня и улыбались. Я думала: "Все меня узнают! Я - звезда!" Но оказалось, что упаковочная бумага раскрылась и я гордо везла на крыше кусок дефицитного окорока. Кто-то подошел, когда я стояла на светофоре, и сказал мне об этом", - рассказывала актриса.

5 июня пани Барбаре исполнится 81 год, она - пенсионерка, живет затворницей на даче в 80 км от Варшавы, с журналистами не общается. Как написала одна из газет, иногда кажется, что она просто устала от людей.