Некоторые особенности предстоящего сезона уже заметны. Бронирования вагонов класса "люкс" выросли на 20%, рассказывает "РГ" представитель сервиса бронирований OneTwoTrip Елена Шелехова. В отелях высшего ценового сегмента есть небольшой прирост бронирований к показателям прошлого года, а стоимость размещения выросла на 12-13%, рассказывает гендиректор туркомпании "Дельфин" Сергей Ромашкин. Гости пятизвездочных отелей в средствах не стеснены, поясняет он. Зато сегмент "одна-две звезды" чувствует себя плохо, потому что многие их клиенты не станут тратить деньги на путешествие и в отпуск никуда не поедут.
По данным недавнего опроса ВЦИОМ, отдыхать дома в этом году, как и в 2021-м, будут 52% россиян, в 2019 году таких было только 44%. Отдыхать на даче в этом году планируют уже 39% опрошенных, тогда как в 2021 году таких было 34%, а в 2019‑м - 26%. "Заметно снижается покупательная способность, к тому же сказывается неопределенность ситуации", - говорит президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков. Тем не менее турпоток внутри страны в этом году достигнет 66-70 млн человек, считает он. По официальным оценкам, в прошлом году по России путешествовали 56,5 млн человек.
В условиях ограниченного числа зарубежных авиарейсов основной турпоток устремится на российский юг и сконцентрируется в Сочи. Этот курорт на Черноморском побережье пока остался один с авиаперевозкой. На другие южные курорты России туристы двинутся поездами. По сравнению с прошлым годом в два раза вырос спрос на железнодорожные билеты в Симферополь и Краснодар, на 50% - в Ростов-на-Дону, на 20% - в Москву и Новороссийск.
Между тем Сочи в этом году уже потерял около 10% бронирований к показателям прошлого года, говорит Ромашкин. Анапа потеряла примерно 20% туристов из-за отсутствия авиаперевозки. В среднем туристы готовы тратить 39 тысяч рублей на отдых на одного человека в этом году, говорит он.
Тем временем местный турбизнес верит в наплыв гостей и готовится по-своему. На пляже поселка Дагомыс Большого Сочи арендатор сравнял с землей прежние бетонные ограждения и кусты роз выше роста человека, рассказывают местные жители. Расширяют свободное пространство, чтобы поставить больше торговых палаток, считают они. Полное отсутствие тени арендатора не смущает - отдыхающие будут лучше брать лежаки и зонты. В прошлом году зонты стоили от 300 до 500 рублей в день. Цены на этот сезон определит поток желающих.
Торговые палатки на пляже в Адлере, Сочи сдают по 700-900 тысяч рублей за сезон, в Дагомысе - по 250 тысяч, рассказывает местный предприниматель Оксана. В этом году хотели цену поднять, но торговцы платить больше отказались. В прошлом году далеко не всем удалось вернуть даже эту арендную плату, говорит она. Тем более в этом году мороженое, закуски, ингредиенты для коктейлей, например, газированная вода "Спрайт", на основе которого она готовит "Мохито", подорожали. Из 100 рублей, которые стоит порция напитка, условно две трети уходят на оплату аренды киоска, снимаемого у пляжа жилья, закупку ингредиентов, поясняет она.
Готовятся к приему туристов и отели. Стараются экономить на всем, на чем можно, говорит президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин. Например, некоторые не выкладывают индивидуальные принадлежности (зубную пасту, щетку, бритвенный станок, шампунь и т.д.), а предоставляют их по запросу. В других случаях упрощают меню или сокращают работы по уборке территории, поясняет он.
Что-то заработать конечно, удастся, причем не обязательно на черноморских курортах. По данным бронирований авиабилетов, в этом году почти в три раза вырос интерес к столице Дагестана, на 60% - к Минеральным Водам, на 40% - к Новосибирску и на 10% - к Екатеринбургу. А вот спрос на Симферополь упал в три раза, а на Москву - на 10%.