Разрешенное воздействие

К экобезопасности промышленных предприятий предъявляются новые требования
Качество жизни человека - соответствие ее условий потребностям и возможностям живущего. Один из объективных факторов, играющих в этом важную роль, - состояние окружающей среды. Чтобы управлять качеством жизни, необходимо управлять экологическими рисками - в том числе для достижения разумной организации взаимодействия общества с природой, для того, чтобы обеспечить население планеты чистым воздухом и питьевой водой. Ради достижения этих целей подходы к охране окружающей среды сегодня принципиально меняются. Так, с 1 марта 2022 года обновились система экологического нормирования и требования к разработке проектной экологической документации.

Реформа системы нормирования в сфере экологии началась еще шесть лет назад. 21 июля 2014 года был принят федеральный закон № 219-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ". Многие из намеченных тогда мероприятий выполнены. В частности, каждому из объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) присвоена определенная категория. Теперь эксплуатирующие организации и природопользователи должны получать разрешительную документацию в соответствии с новыми требованиями. Какие-то из них уже вступили в силу, а к другим еще предстоит подготовиться.

Так, юрлицу или индивидуальному предпринимателю, ведущему хозяйственную или иную деятельность на объекте, который наносит вред окружающей среде, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти теперь выдает комплексное экологическое разрешение (КЭР). Этот документ содержит обязательные требования ко всем составляющим сразу: сбросам в воду, выбросам в воздух, образованию отходов производства и обращению с ними. КЭР выдается на основании заявки, включающей обширный перечень данных. Это расчеты технологических нормативов, предельно допустимых объемов выбросов и сбросов, обоснование нормативов отходов и лимитов на их размещение. Документ свидетельствует о выполнении программы повышения экологической эффективности, о планируемом временно разрешенном воздействии на окружающую среду, представляет программу производственного экологического контроля (ПЭК) и так далее.

КЭР действует семь лет при условии соблюдения технологических и всех прочих нормативов. Если технологические процессы меняются, разрешение пересматривается. А когда изменения незначительны (вроде реорганизации юридического лица), то документ можно переоформить по упрощенной процедуре. Заявка делается в соответствии с приказом №780 минприроды РФ от 22 октября 2021 года (вступил в силу 01.03.2022).

В какие же сроки могут получить КЭР предприятия, действующие на объектах первой категории? Те из них, кто включен в перечень оказывающих негативное воздействие (приказ № 154 минприроды России от 18 апреля 2018 года), должны обратиться с заявкой в Росприроднадзор до 31 декабря 2024 года. А те, кто в этот перечень не попал, получают КЭР до 1 января 2025-го.

Кроме этого, с 1 января 2019 года предприятия, эксплуатирующие сверхкатегорийные объекты, обязаны оснастить стационарные источники выбросов автоматическими средствами конт-роля не позже, чем через четыре года со дня получения КЭР.

Для объектов же второй категории составляется и подается в Росприроднадзор либо орган исполнительной власти субъекта РФ декларация о воздействии на окружающую среду - в зависимости от уровня надзора над объектами. Этот документ менее содержательный, чем КЭР, в нем представлены декларируемые показатели выбросов, сбросов и отходов, а также информация о программе ПЭК. Однако к декларации должны быть приложены расчеты нормативов НДВ и НДС, а также лимиты на размещение отходов. Декларация подается раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов. Ее форма утверждена приказом минприроды России от 11 октября 2018 года № 509.

Предприятия, эксплуатирующие объекты первой-третьей категорий, обязаны разрабатывать программу производственного экологического контроля (ПЭК) по приказу минприроды РФ от 18 февраля 2022 года № 109. Он вступает в силу 1 сентября. Пока же действует другой приказ минприроды РФ - от 28 февраля 2018-го № 74. До 25 марта года, следующего за отчетным, необходимо представить в уполномоченный орган отчет об организации и результатах осуществления ПЭК (приказ минприроды РФ от 14 июня 2018 года №261).

Что касается предприятий, работающих на объектах третьей категории, то они отчитываются об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, а также о выбросах в уведомительном порядке. И лишь с эксплуатирующих объекты четвертой категории ни нормативы выбросов и образования отходов, ни отчетность, ни плата за НВОС не требуются. Более того, с 2019 года на таких предприятиях не проводятся плановые проверки.

1 марта 2022 года новые требования стали предъявлять и к инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также к изменению, документированию и хранению данных, полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки (приказ минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871). Для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, документы по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденные ранее, должны быть оформлены по-новому. Утвердить их следует в срок, не позднее года со дня вступления в силу упомянутого приказа (01.03.2022). То есть разработать обновленный отчет по инвентаризации выбросов до начала марта 2023 года.

ООО "Экология Сибири": 650055, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, проспект Ленина, 33, корп. 2, оф. 205. тел.: (3842) 45-22-07, +7 (905) 965-80-63, e-mail: ekosibiri@mail.ru, сайт: экосибири.рф

Кстати

Проектная организация ООО "Экология Сибири" осуществляет свою деятельность с 2010 года. В ее штате - специалисты с большим стажем и опытом разработки материалов по экологическому проектированию.

На правах рекламы