Репортер "СОЮЗа" пообщалась с солистками ВИА "Чаровницы"
От Москвы до самых до окраин, от родного Гродно до Байконура, от Владивостока до Афганистана прокатились статные белорусские дивчины, вооруженные не только красотой и прекрасными голосами, но и духовыми инструментами - фишка, которую ни в Союзе, ни на Западе так никто и не сумел повторить. "Не за очи черные", "Запах чабора", "Я очарована тобой" были такими же бесспорными советскими хитами, как песняровская "Купалинка" или "Вологда".
Ансамбль, распавшийся в смутные 1990-е, спустя годы вернулся к жизни, и сейчас "Чаровницы" продолжают петь. Конечно, до гигантской советской популярности белорусской группе пока далеко, но она отчетливо видна на эстрадном небосклоне. И это радует душу меломана.
А началась история "Чаровниц" с того, что в 1971 году в гродненском ДК текстильного комбината музыкант и большой любитель джаза Геннадий Летынский решил создать чисто женский коллектив из выпускниц музыкальных училищ. Состав был большой - гитары, клавиши, ритм-секция, а самое главное - разнообразные духовые инструменты, такого эстрада еще не знала.
Саксофонистка Светлана Рагула, пришедшая в ансамбль в 1980-е и остающаяся в его составе до сих пор, вспоминает, что практика владения несколькими инструментами для "Чаровниц" была обычной:
- Люда Наумович, которая, к сожалению, недавно ушла из жизни, играла в ансамбле сперва на гитаре, затем на флейте, потом ей пришлось освоить тромбон... И это у нас было нормой. Да, мы исполняли песни на белорусском языке, но уклон в народную музыку Летынский совмещал с джазовым и даже джаз-роковым звучанием. Он давал нам слушать все самые модные композиции того времени, и джазовые, и популярных западных оркестров, и учил играть так, чтобы песни звучали современно и оригинально.
В течение нескольких лет "Чаровницы" числились в художественной самодеятельности, пока после Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1979 году их не сочли достойными профессиональной сцены и не приняли в штат Белгосфилармонии. С этого момента началась сумасшедшая гастрольная жизнь: поездки по всем уголкам СССР, выступления перед космонавтами на "Байконуре" (а туда допускались лишь самые достойные исполнители), гастроли в Европу и Африку, пластинки, записанные на фирме "Мелодия", Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Пхеньяне, Олимпиада-80... Даже месяц в Афганистане, когда "Чаровницы" пели по госпиталям для раненых советских солдат по два концерта в день...
Коллектив распался вместе с Советским Союзом, год в год: "чаровничьи" голоса смолкли на долгое время. 20 лет участницы группы продолжали дружить и вспоминать прошлое. А в 2011 году остатки "старой гвардии" - Людмила Пасмурцева, Надежда Микулич и Людмила Наумович - решили вернуть ансамбль к жизни. Пригласили в "Чаровницы" и молодых артистов. Нынешний художественный руководитель и солистка ансамбля Полина Базылева вспоминает, что судьбоносная встреча произошла на свадьбе у родственников:
- Спела песню, чтобы поздравить молодоженов - и, видимо, хорошо спела, потому что после этого Людмила Наумович пригласила меня на прослушивание. Я, молодая солистка Могилевской филармонии, на тот момент и понятия не имела, куда меня зовут, что это за "Чаровницы" такие... Самым сложным было подстроиться под звучание: классические вокалисты поют, скажем так, широко, а тут пришлось учиться специально "поддавливать" голос, чтобы звук был таким, каким в свое время его задумал Геннадий Летынский.
Сейчас в "Чаровницах" вместо девяти-десяти, как было в советские годы, всего семь постоянных участниц: вокалистки Полина Базылева, Анжелика Зайцева и Елена Циж, саксофонистки Светлана Рагула, Дарья Бобко и Диана Передня, тромбонистка Наталья Лукашевич.
- Обновление коллектива - естественная ситуация для женского ансамбля, - говорит Полина Базылева. - Участницы "Чаровниц" менялись и в советские годы: кто-то выходил замуж, выбирал семью... Кроме того, женский век на эстраде не так долог, как кажется. К слову, по тогдашним критериям большая часть нашего сегодняшнего коллектива кастинг бы не прошла: у одной трое детей, у другой двое, у третьей четверо, Наташа Лукашевич сейчас в декретном отпуске, еще две молодые участницы задумываются о создании семьи.
Светлана Рагула помнит те суровые правила:
- Да, тогда условия приема в коллектив были жесткие - не иметь детей и не уходить в декрет в течение пяти лет, поэтому, конечно, состав ВИА регулярно обновлялся. Сейчас мы таких строгих правил уже не придерживаемся. Кстати, наша публика делится на две категории: тех, кто является поклонником "старых" вокалисток, и тех, кому по душе новые лица в коллективе. Разделение примерно 50 на 50.
Светлана из тех, кто продолжает выходить на сцену, хотя большая часть советского состава уже завершила карьеру. Со всеми ими нынешние участницы ВИА сохраняют дружбу и не стесняются спросить совета: здесь очень ценят четкую линию преемственности. К слову, в 2014-2016-м составом "старых" вокалисток несколько раз съездили в Донецк - поддержать молодую республику.
- Принимали нас там, конечно, с такой любовью! - вспоминает Светлана Рагула. - Мы дважды бывали на Донбассе. Людмила Пасмурцева, например, из тех, кто ездил выступать еще в Афганистан, она очень сблизилась со многими дончанами, продолжает дружить и поддерживать отношения. И, конечно, сегодня мы не можем остаться в стороне. Для всех нас собрать и отправить в Донецк гуманитарную помощь - это обязательно.
"Чаровницы" сохраняют весь памятный советский репертуар и пополняют его новыми песнями.
- Расширяем количество песен на русском языке. Когда нас приглашают выступать в Россию, то хотят, конечно, слушать не только белорусскую "мову", но и русскоязычные композиции, - говорит Полина Базылева. - Коронавирус многие планы разрушил, но с открытием сообщения между странами надеемся на новые поездки. Кстати, у меня самой родственники в Нижегородской области, да и все мы так или иначе связаны с Россией кровными и дружескими связями. Братство народов - это не слова для галочки, это наша обычная жизнь.