Шины не подкачают

Цементное производство перейдет на альтернативное топливо
Реформа мусорной отрасли призвана сделать обращение с отходами более цивилизованным, решить проблему с незаконными свалками и значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов.
Строительство цеха альтернативного топлива на цементном заводе повысит энергоэффективность производства и снизит выбросы.
Строительство цеха альтернативного топлива на цементном заводе повысит энергоэффективность производства и снизит выбросы. / Пресс-служба компании "Азия-Цемент"

Ради этой цели строится пять мусоросжигательных заводов, которые суммарно обойдутся бюджету в 160 миллиардов рублей.

А действующие металлургические, топливно-энергетические предприятия и цементные заводы могут предложить экологически более эффективный и менее затратный способ утилизации отходов. Так, перспективным проектом в Пензенской области станет строительство цеха альтернативного топлива на цементном заводе в селе Усть-Инза. Благодаря ему планируют частично заместить природный газ, служащий топливом для клинкерной печи, на альтернативные источники энергии. Реализация проекта позволит повысить энергоэффективность производства и поможет решить экологическую задачу для региона.

"Открытие цеха альтернативного топлива - важный шаг. Лучше использовать отходы для нужд промышленности, чем увеличивать площади полигонов, отравляя все вокруг. Новый цех одновременно поможет решить экологические вопросы и развивать экономику замкнутого цикла, которая способствует сохранению невозобновляемых природных ресурсов, - говорит директор по устойчивому развитию компании "Азия Цемент" Татьяна Волкова.

Проект получил положительное заключение строительной и государственной экологической экспертизы. На стадии разработки на заводе под Пензой работали немецкие специалисты, которые предложили четыре варианта сценария для безопасного использования отходов. В качестве альтернативного топлива на заводе планируется использовать отработанные шины, отходы деревообработки, а также RDF-топливо, произведенное из твердых коммунальных отходов.

Все поступающие материалы будут проходить предварительный отбор и двойной контроль для обеспечения экологической безопасности - у поставщика и при приемке на заводе. Альтернативное топливо будет храниться на закрытом складе и подаваться в клинкерную печь по закрытому конвейеру.

Первым этапом строительства цеха станет линия по утилизации отработанных шин. Ее производственные мощности рассчитаны на 18 тысяч тонн входящего сырья в год. Второй этап - линия утилизации RDF-топлива мощностью 110 тысяч тонн топлива из ТКО в год, он будет реализован после строительства в регионе мусоросортировочного комплекса полного цикла. Компания планирует к концу 2023 года заместить природный газ альтернативным топливом на девять процентов, а к 2030 году - уже на четверть. Использование альтернативного топлива позволит повысить экономическую эффективность производства цемента, поскольку сегодня энергозатраты составляют значительную часть себестоимости производства.

Еще одним существенным преимуществом такой утилизации является тот факт, что цементные печи изначально обеспечивают полную и экологически безопасную переработку отходов. По данным исследований, 99 процентов органических веществ в цементной печи разрушается полностью - без образования золы. Это происходит в первую очередь благодаря высоким температурам - до 2000 градусов. Зольный остаток непосредственно в печи вступает в реакцию с сырьевыми материалами и образует клинкер - промежуточный продукт для производства цемента. Все вредные вещества при высоких температурах нейтрализуются, и на выходе получается безопасный продукт, каждую партию которого исследуют в лаборатории.

Справка

Правительство РФ разрабатывает целевые программы по стимулированию промпредприятий к переходу на альтернативное топливо. Утилизация отходов на цементных заводах подробно описана в "Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления до 2030 года", а также других федеральных документах. В мире такая технология применяется с 1970-х годов. В Европе есть заводы, на 95 процентов работающие на альтернативном топливе, получаемом из отходов. В России три цементных завода используют отходы в качестве топлива - в Калужской, Тульской областях и в подмосковной Коломне.