Учитывая непростую ситуацию, правительство России разрешило так называемый параллельный импорт, в том числе автомобилей и запчастей к ним. Иными словами, продавать машины и комплектующие теперь могут организации, не связанные дистрибьюторским соглашением с изготовителем. Вынужденная мера поможет насытить страну товарами, производители которых покинули отечественный рынок.
Автозапчасти, поставляемые по альтернативным каналам, не могут считаться контрафактом, поскольку ввозить их будут официально, с оформлением соответствующих таможенных документов. В соответствии с законом "О защите прав потребителей", продавец некачественной детали будет обязан отремонтировать ее за свой счет либо обменять на новую.
Предприимчивые омичи отреагировали моментально. Маркетплейсы, которые еще вчера продавали косметику и памперсы, сегодня уже вовсю предлагают бамперы, рычаги, свечи и даже двигатели.
Специалисты автосервисов, мягко говоря, пребывают в недоумении. Запасные части ввозят без согласия правообладателей через страны Азии и СНГ. На деталь, купленную неизвестно где, никто не может дать гарантию. В Ассоциации европейского бизнеса уже предупредили о возможном росте контрафакта. А руководство одной из сетевых сервисных компаний в Омске заявило, что не будет ремонтировать машины с использованием деталей, предоставленных заказчиком.
- До санкций поставки запчастей в регион осуществляли крупные оптовые компании, у которых были прямые договоры с производителями. И проблем с качеством ремонта, как правило, не возникало, - поясняет омский автоэксперт Сергей Максименко. - Поначалу, когда цены взлетели вместе с валютой, на авторынке царили неразбериха и ажиотаж. Сейчас, когда курс доллара упал, коммерсанты ринулись закупать запчасти, которые не предназначались для российского рынка - в частности, в Казахстане. А поскольку речь идет о серых схемах, у перекупщиков они оказались значительно дешевле, чем в легальных СТО. По сути, работать в белую становится невыгодно.
По словам экспертов, многие производители, бренды которых на слуху, полностью прекратили поставки фирменных запчастей. Сейчас распродают последние партии, оставшиеся на складах, - естественно, с приличной наценкой. Услуги также заметно подорожали.
Запчасти брендов "второго эшелона" в Сибирь везут разными путями - например, через Турцию. Из-за усложнившейся логистики их закупочная стоимость увеличилась. В такой ситуации рядовым автолюбителям волей-неволей приходится искать компромисс. Но когда речь идет об узлах, отвечающих за безопасность движения или сохранность двигателя, ситуация с контрафактными запчастями может иметь неприятные последствия.
Между тем
Эксперты надеются на лучшее. "На рынке один за другим стали появляться новые, в основном китайские, производители, выпускающие в необходимом объеме качественные и достаточно надежные автокомпоненты, но ранее находившиеся в тени японских и европейских брендов. В сети омских автосервисов их уже оценили, проверили и рекомендуют клиентам СТО", - утверждает Сергей Максименко.