Спросили у архитектурного критика, градопланировщика и знатока истории Петербурга о том, как в городе реализована комплексная застройка, что такое правильная урбанистика и чего не хватает современным жилым комплексам.
Комплексное освоение территорий - как это реализовано сегодня?
КОТ (комплексное освоение территорий) - аббревиатура, хорошо известная крупным девелоперам и представителям властных структур. В широкий обиход она вошла в 2007 году после принятия Постановления Правительства "Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства".
За 15 лет Петербург прошел путь от реализации небольших проектов до застройки целых областей. Получалось по-разному: "Этот опыт очень разный с точки зрения качества среды, социальной инфраструктуры. Где-то это выполнено в полном объеме, где-то - нет. Но, несмотря на неудачи, здорово, что Петербург идет по пути комплексного освоения, этот путь самый верный, и выигрывают в первую очередь жители", - считает градопланировщик, архитектор, создатель популярного телеграм-канала о постсоветской архитектуре эпохи капиталистического романтизма Даниил Веретенников.
Удачный пример - совместный русско-китайский проект "Балтийская жемчужина" на юго-западе Петербурга. Это первый масштабный опыт КОТ, и, вопреки пословице, не комом.
Реализуемый с 2005 года проект сохраняет главные принципы: единая архитектурная концепция, разнообразие социальных и коммерческих сервисов, благоустройство территории. "То, чем не могут похвастаться многие современные районы, - считает Даниил Веретенников. - В микрорайоне "Балтийская жемчужина", помимо детских садов и школ, поликлинического комплекса и даже полицейского участка, есть самый большой на юго-западе ТРК "Жемчужная плаза", бизнес-центр, а еще красивые благоустроенные набережные для прогулок, мосты, реально развитая сеть внутренних улиц. В тех же "спальниках" нет столько "плюшек" для комфортной и, главное, интересной жизни".
Историческое наследие новых районов - нужно ли сохранять?
Комплексное освоение территорий, как правило, "расширяет" город за счет возведения новых комфортных микрорайонов там, где раньше были поля, равнины или пустыри.
Но бывает, что строительство идет на локациях с богатым историческим наследием. Нужно ли в таком случае сохранять преемственность? Например, когда строительство ведется на территориях ныне заброшенных, а ранее передовых заводов и фабрик. Или, как в случае с "Балтийской жемчужиной", возведенной в поистине царской локации.
"Территория "Балтийской жемчужины" тесно связана с историей города практически с самого основания, - убежден коренной петербуржец, большой ценитель петербургских улочек и архитектуры, автор книги-путеводителя по Петербургу Александр Друзь. - С 1710 года, после Полтавской победы, начали осваивать южные берега Финского залива. Эта местность быстро стала высоко котироваться у знати, сподвижники Петра Первого строили здесь особняки и дачи, не сохранившиеся, конечно, до наших дней. И, в общем-то, "Балтийская жемчужина" находится там, где она волей-неволей должна поддерживать историческую память. И своими удобствами, и своим размещением, и красивой, основательной архитектурой".
Кстати, своя история и у главных водных артерий микрорайона. Например, Матисов канал создавался в XVIII веке для выполнения ряда функций, например, обеспечения судоходных глубин в мелководной прибрежной зоне. А Дудергофский - воплощал идею о модном в то время "галанском" канале вдоль дороги.
"Я тоже считаю, что важно сохранять историческую преемственность, - соглашается архитектурный критик и урбанист Мария Элькина. - Но важно видеть суть того, что нам досталось. Если говорить про "Балтийскую жемчужину", то здесь не только жили сподвижники Петра. Гораздо актуальнее, что здесь собирались когда-то строить типичные советские микрорайоны. Важно, что микрорайон представлялся как большая почти пешеходная зона, по которой не ездили быстро машины и где все необходимое было в шаговой доступности. Фактически "Балтийская жемчужина" продолжила советскую традицию, сделав акцент именно на этом хорошем ее качестве и отказавшись от автомобильного движения внутри жилого комплекса. Я не утверждаю, что вся застройка должна быть именно такой, с самой концепцией микрорайона можно соглашаться или не соглашаться, но это пример правильного, конструктивного понимания контекста".
Сегодня микрорайон "Балтийская жемчужина" раскинулся на территории 205 гектаров. Помимо жилых домов, социальной и коммерческой инфраструктуры, здесь - тихие улочки, просторные пешеходные бульвары, парк напротив. А по соседству - дворцово-парковые ансамбли, исторические центры Петродворца и Стрельны, усадьбы Михайловка, Знаменка и Сергиевка, православный мужской монастырь Троице-Сергиева пустынь, которые включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Есть ли у нового Петербурга свой собственный архитектурный стиль?
"В отношении современной архитектуры очень сложно применять какую-то типологию стилей, - считает Даниил Веретенников. - После эпохи постмодернизма мышление стилями сменилось на мышление авторскими творческими программами отдельных архитекторов".
"Мне кажется, что когда мы говорим про современную архитектуру, даже последние архитектурные измы в общем-то не были стилями в прямом смысле слова, - рассуждает Мария Элькина. - Это были, скорее, попытки найти подход к решению огромного количества сложных задач, которые стоят перед архитектурой. Грубо говоря, тот, кто проектирует район, диктует, как мы будем жить: где будем ходить, куда ездить, насколько нам будет комфортно. И в этом смысле понятие стиля уводит от сути, потому что мы привычно ассоциируем его с чем-то эстетическим. Мне видится, что современная архитектура находится в поисках не стиля, а структурного подхода к организации города или частей города".
В качестве одной из самых ярких тенденций современной урбанистики Мария Элькина назвала стремление к созданию комфорта для пешеходов и даже целых пешеходных районов: "Машины убираются под землю, а верхний уровень остается пешеходным. Так, например, сделано в Милане в квартале Порта Нуова или в Барселоне, где несколько кварталов в районе Эшампле объединяют в так называемые суперблоки, оставляя проезды только по их границам. В России это тоже начинает реализовываться, например, в некоторых жилых комплексах в Москве или в "Балтийской жемчужине" в Петербурге, где машины ставят на подземную стоянку, куда вы можете попасть прямо с жилого этажа, а на уровне земли движение на авто запрещено".
Что такое правильная урбанистика?
"Это когда у вас в пределах 15 минут есть все, что необходимо, - считает Мария Элькина. - и магазин, где можно купить свежие фрукты, и цветочная лавка, и кафе - позавтракать кофе с круассаном, и салон, где красоту навести, то есть весь спектр того, чем мы привыкли пользоваться, и, что особенно важно, - вам должно быть приятно гулять эти 15 минут".
"Я, как градопланировщик, выделил бы три основных принципа комфортного города, - делится Даниил Веретенников. - Первое, конечно, - разнообразие среды и архитектурных решений. Чем больше разнообразие, тем нам интереснее жить.
Например, в "Балтийской жемчужине" переменная этажность жилых комплексов дает динамику. Разноэтажность - это вообще всегда классно. А еще важно, когда есть выбор видовых характеристик (на воду, парк или в тихий зеленый двор) и форматов квартир: семейные многокомнатные, таунхаусы на два домовладения с придомовым участком, двухуровневые апартаменты или ситихаусы - квартиры с большими террасами на первых этажах для обустройства зон отдыха, огорода или летнего сада. "Фишка" строящихся ЖК в микрорайоне - квартиры с саунами и каминами. Это тоже как минимум необычно.
Второе - это развитая сеть открытых общественных пространств, когда есть и набережные, и скверики, и тихие улицы. Можно выбирать, куда направиться по настроению, или "сменить картинку". Особенно здорово, когда о местах отдыха позаботились заранее. В домах "Балтийской жемчужины" предусмотрены даже общественные пространства для проведения праздников и дней рождений жителей.
Ну и третье - объекты вторичного разнообразия и социальной инфраструктуры, к которой мы все привыкли: детские сады, школы, поликлиники, полицейский участок, магазины и все, что с этим связано".
"Есть люди, которым нравится жить в шуме, тесноте, отсутствии экологии, то есть в центре. Я, например, такой человек, - признается Александр Друзь. - А есть люди, которые больше ориентированы на тишину, спокойствие, слияние с природой, отдаленность от центра и в то же время хотят иметь возможность быстро до него добраться. Они живут в новых микрорайонах, таких как "Балтийская жемчужина". Это же Петербург в миниатюре: с мостами через исторические каналы, прогулочными набережными и береговой линией Финского залива. Город может гордиться такой жемчужиной!"