Он также заставляет задуматься об амбивалентной природе искусства, легко примеряющего любую точку зрения в безумной надежде найти баланс объективности. Яркий пример таких усилий - тот же истерн "Свой среди чужих…" и снятый в совсем другие времена "Солнечный удар", где взгляды автора перевернулись на 180 градусов.
В основе "Холодного золота" реальные события времен Великой Отечественной, когда в глубоком тылу, в якутских снегах шла своя война. Горстка охраняющих золотые прииски милиционеров преследует вооруженную банду некоего Саввы Попова (Петр Баснаев), которая промышляет контрабандой золота и попутно агитирует за Гитлера, пытаясь свергнуть в регионе Советскую власть, "загнавшую полстраны в лагеря". Уже пройдя опыт разоблачений ГУЛАГа и никак не желающего умереть Сталина, современный думающий зритель поймет желание создателей фильма с высот времени увидеть сложную структуру взглядов каждой из сторон (у каждой своя правда, своя небезупречная позиция и свой пафос). Но зритель, пришедший бездумно поглядеть на перестрелки, окончательно запутается в том, кто тут "наши", и как ко всему этому нужно относиться.
А просто нужно думать, - предлагают авторы. Впрочем, акценты расставлены недвусмысленно: милиционеры, как всегда в советском кино, отважны и гуманны; бандиты, за которыми идет охота, обладают всеми зэковскими ухватками - мародерят в ближней деревушке, похищают еду и женщин, а если кто из товарищей замерз на лютой стуже до смерти, первым делом стащат с трупа шапку. В банде два десятка субъектов, очень разных, от закоренелых преступников до юного Пети, сына Попова, который еще не определился с позицией и первым попадает в плен (Иван Константинов). По следу банды идет отряд под руководством старлея Карасева (Аскалон Павлов), только что потерявшего на войне сына - его чувства обострены, его решения взвешены, в его глазах мудрая скорбь.
Сюжет, даром что взят из жизни, для кино довольно стандартен, и по фильму идешь как по очень хорошо протоптанной тропе. Что, думаю, для жанра хорошо: любители крутых "экшн" получат все, чего ожидали, на что надеялись и чего вожделели. Но главные достоинства картины не в том, о чем она, в том, как она сделана.
При том, что якутские актеры редкостно органичны и быстро осваиваются в пространстве кино, становясь все более выразительными, главная партия в фильме принадлежит оператору Ивану Семенову ("Костер на ветру", "Нелегал") и композитору Моисею Кобякову. Первый создает цельный образ замороженного, утонувшего в снегах мира, где каждый шаг дается нечеловеческим усилием. Он замечательно работает со светотенью, с портретом, с пейзажем - каждый кадр безупречно кинематографичен и напоминает лучшие творения советской киноклассики, Композитор тоже хорошо ощущает кинематографическую ткань и создает по-своему выдающийся саундтрек - из тресков и шорохов закоченевшей тайги, затерявшихся в бесконечном пространстве людских голосов и чрезвычайно напряженных музыкальных звучаний - таинственных, тягучих, гипнотических: идеал киномузыки. Режиссура Петра Хики уверенна, монтаж точен, ритмы фильма бросает от тягостных сцен тревожного ожидания, молчания, "застылости" к бешеной динамике перестрелок и рукопашных. Режиссер хорошо чувствует силу детали: дрожь потревоженной ветки в тайге, резкость внезапно оглушительного звука в таежном молчании… Упрек можно предъявить только автору сценария Любови Борисовой ("Надо мною солнце не садится"): русские тексты, вложенные в уста актеров, иногда звучат слишком литературно и гладко, как в служебных инструкциях. Опять же как в советском кино, но не в лучших его образцах.
Повторяю: в фильме нет ничего, что не было бы хорошо знакомо по жанровым картинам "Мосфильма" или Голливуда, но все снято и сыграно на высоком уровне, а жанровое кино такая штука: чем больше соответствует нашим ожиданиям, тем лучше. А более всего радует взрывообразный взлет регионального кино, полностью обрушившего монополию традиционных кинематографических столиц и заставившего думать о том, сколько же в необъятной стране еще не открытых талантов.
Фильм начинается документальными кадрами добычи золота в тайге, снятых в нищие 30-е, и заканчивается групповым портретом победивших героев картины, который сменяется таким же портретом героев уже реальных - расплывчатым и выцветшим от времени. И мы узнали еще один эпизод жестокой тыловой войны, который в грохоте большой Отечественной был никем ранее не замечен.