В Новосибирске разработают новую схему размещения наружной рекламы

В Новосибирске демонтируют более 150 незаконно установленных крупных рекламных конструкций и разработают новую концепцию размещения наружной рекламы, включая архитектурно-художественный регламент. Этим займется рабочая группа, созданная при профильном комитете городского Совета депутатов.
В городе насчитывается 156 незаконных отдельно стоящих рекламных конструкций. Их демонтируют в первую очередь.
В городе насчитывается 156 незаконных отдельно стоящих рекламных конструкций. Их демонтируют в первую очередь. / Татьяна Кравченко

Ежегодно в бюджет города от размещения рекламы на улицах поступает 100-120 миллионов рублей. Это, как было отмечено на круглом столе, посвященном развитию рекламной отрасли в Новосибирске, в два раза меньше, чем в Екатеринбурге. Но тем не менее немалая добавка к бюджету.

- Наружная реклама - самый доступный для восприятия вид рекламы, и ею охотно пользуется малый и средний бизнес. Если мы сокращаем этот сегмент, то должны сказать предпринимателям, чем его заменим, - подчеркнул председатель Новосибирского областного отделения общественной организации "Опора России" Игорь Салов.

В управлении художественного облика города мэрии Новосибирска отмечают, что в первую очередь речь идет о сносе незаконных отдельно стоящих рекламных конструкций. В ходе мониторинга их выявили 156. Почему они "незаконные"? Как пояснил руководитель управления Олег Хорошунов, в одном случае, например, закончился договор на размещение конструкции в 2017 году, а рекламный оператор так и не демонтировал "наружку", в другом - изначально без разрешительных документов поставил рекламу. А еще хуже, когда самовольные установки уродуют город.

Всего на улицах Новосибирска размещено 1 285 рекламных носителей. В 2021 году демонтировали 220, за четыре месяца 2022-го - семьдесят, в том числе у таких известных зданий, как молодежный театр "Глобус", часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая на Красном проспекте, храм у Нарымского сквера. Около шестидесяти процентов рекламных конструкций убрано во время масштабной реконструкции Вокзальной магистрали. Уменьшилось количество баннеров на улицах Советской, Нарымской, Депутатской, Кирова, на проспекте Карла Маркса, Октябрьской магистрали, Красном проспекте, площади имени Калинина. В ближайшее время будет демонтировано одиннадцать незаконных рекламных арок на улице Ипподромской.

- Незаконных рекламных конструкций на улицах города быть не должно. Это станет одной из значительных мер поддержки добросовестных участников рекламного рынка в условиях ухудшения экономической ситуации, - убежден Олег Хорошунов. - Когда стоит объект, аренду которого его владелец не оплачивает, а рядом находится законный, за который предприниматель платит, то это, конечно, неравные условия.

Также в числе мер поддержки, выработанных специалистами мэрии совместно с минпромторгом региона, - сокращение срока рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций до одного месяца, мораторий на демонтаж рекламных вывесок, срок действия которых истек или истекает в 2022 году, и другие. В первую очередь помощь планируется оказывать малым предприятиям, наиболее подверженным кризисам. Крупных федеральных игроков рынка - менее десятка, но их продукцией заполнено около семидесяти процентов рекламных площадей.

О засилье разноформатной рекламы на улицах Новосибирска жители города пишут в соц-сетях, жалуются в мэрию, в Центр управления регионом с требованием принять меры. Конструкции сити-формата мешают пешеходам и уборке улиц, создают аварийные ситуации, загораживают виды на объекты культурного наследия, театры, важные вывески (например, названия станций метро или железнодорожного вокзала), дорожные знаки. Наконец, светящие в окна жилых домов билборды нарушают сон новосибирцев.

- Нам пришлось принять решение не выводить своих студентов для проведения живописной практики на улицу. Писать виды города, закрытые рекламными щитами, - нетривиальная задача даже для маститых художников. Теперь мы посылаем студентов на практику в другие сибирские города, в города Золотого кольца. К сожалению, лучшие наши выпускники покидают Новосибирск, отмечая, что "этот город равнодушен к эстетике". Мне это не раз приходилось слышать на встречах с молодыми учеными, студентами, - сообщила ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А. Д. Крячкова профессор Наталья Багрова. - Однако быстро эту проблему не решить. К изучению вопроса нужно привлечь силы академического, научного, экспертного сообществ, чтобы совместно прийти к консолидированной позиции, которая бы учитывала и экономическую составляющую, интересы предпринимателей, и желание сохранить архитектурный облик города.

Эксперт считает, что рекламные конструкции нужно убрать из центра города, тем самым защитив памятники архитектуры.

- Оформительское качество наружной рекламы сильно снизилось, что отразилось на ее восприятии аудиторией и негативно сказывается на облике города. Мы видим в основном дешевый контент, плохой дизайн, - отметил член худсовета города Александр Залуцкий.

- Не первый год вокруг наружной рекламы идут прения разных сторон - представителей рекламных операторов, власти, общественности, художественного сообщества. Все понимают, что нужно наводить порядок. Решено создать рабочую группу при комитете Совета депутатов города. Ее участникам предстоит ознакомиться с проблематикой и выработать критерии, - сообщил председатель постоянной комиссии горсовета по научно-производственному развитию и предпринимательству, член комиссии по градостроительству Андрей Любавский.

- Город, безусловно, перенасыщен рекламными вывесками. Вопрос - в критериях ее размещения. Для этого и нужна рабочая группа, которая бы на своей площадке выслушала мнения всех сторон. Напомню, это не дискуссия мэрии и крупных рекламных операторов. Мы должны услышать предложения представителей малого и среднего бизнеса - участников рекламного рынка, художественного сообщества, которые бы высказались насчет архитектурного облика. В итоге должен быть разработан документ - концепция размещения рекламных конструкций, включающая новые правила, архитектурно-художественный регламент, новую схему размещения, - подытожил Олег Хорошунов.

Кстати

В ноябре 2021 года пресс-центр мэрии Новосибирска сообщал об изменениях, внесенных в архитектурно-художественный регламент. Документ был принят в 2019 году, но уже в 2020-м были выявлены пробелы в регулировании размещения рекламных конструкций. "Многие предприниматели воспользовались пробелом в регламенте и стали размещать рекламные конструкции под видом информационных", - пояснил главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин. Тогда мэрия установила единые требования ко всем видам конструкций.