15 – 18 ИЮНЯ 2022
15 – 18 ИЮНЯ 2022
Скрольте вниз
17.06.202208:10

ПМЭФ: Амурской области необходимо больше транспортных связей с Китаем

Антироссийские санкции заставляют бизнес перенаправлять транспортные потоки и тем самым делают дальневосточные регионы России буквально центром мира.

О том, какие выгоды это может принести в перспективе, корреспондент "РГ" побеседовала с губернатором Амурской области Василием Орловым на полях Петербургского международного экономического форума.

Василий Александрович, в Амурской области реализуется несколько крупных инвестиционных проектов, в том числе газоперерабатывающий завод, газохимический комбинат, канатная дорога через Амур и таможенно-логистический терминал в районе международного автомобильного пункта пропуска Кани-Курган. Как изменился ход строительства в связи с санкциями?

Василий Орлов: У нас действительно в настоящее время реализуется большое количество инвестиционных проектов. Те, что вы назвали - далеко не все, их более 40 на общую сумму около 400 миллиардов рублей. Это и добыча полезных ископаемых, и сельское хозяйство, и иные направления. И ни по одному проекту мы не видим существенных отклонений.

Принципиальное значение имеют несколько федеральных проектов. Первый - это строительство газоперерабатывающего завода, который возводит "Газпром". Работы ведутся в графике, и в 2025 году предприятие выйдет на полную мощность. Второй проект - газохимический комплекс "Сибура", он в данный момент проходит трансформацию. Приходится пересобирать, поскольку производство было спроектировано в том числе с использованием западного оборудования, и сегодня есть потребность в корректировке. Пока ведется строительство общезаводского хозяйства, оно не связано с западными технологиями - это жилье для сотрудников, энергетический комплекс.

Проект канатной дороги - для нашей страны уникальный, сегодня его готовность составляет около 30 процентов. По плану строительство должно быть завершено в конце 2023 года, но возможно небольшое отклонение вправо. Пока мы говорим о нескольких месяцах, связано это с изменением логистики поставки комплектующих. Часть оборудования предполагалось закупить в Европе, возможно, придется искать альтернативу. Но принципиальных рисков нет, потому что это оборудование не уникально.

Кроме того, ведется строительство второй ветки Байкало-Амурской магистрали. Вы знаете, что оно было начато в прошлом году - и продолжается также в графике. Задача, поставленная главой нашего государства по увеличению пропускной способности Восточного полигона, будет выполнена.

Наконец, космодром "Восточный" также идет в графике, и в конце 2023 года будет введена в эксплуатацию вторая очередь - стартовый стол "Ангары". Этот проект контролирует лично президент России.

Каждый год в Петербурге вы подписываете соглашения по самым разнообразным направлениям. В прошлом году это были соглашения, в частности, с РЖД, ПИК, ВЭБ.РФ. Какие планы на текущий форум?

Василий Орлов: Для нас петербургский форум - это стартовая площадка, разминка перед Восточным экономическим форумом. Для Дальнего Востока, я считаю, это главное мероприятие года. Но с многими инвесторами, с которыми мы заключаем договоры на ВЭФ, мы сначала ведем переговоры на берегах Невы. Так было и ранее, так будет и в этом году.

Не хочу называть всех, с кем мы встречаемся, но интересными будут проекты, к примеру, в сельском хозяйстве. Это очень крупный проект по переработке сои мощностью 500 тысяч тонн в год и стоимостью 15 миллиардеров рублей. В прошлом году мы собрали 1,2 миллиона тонн сои, так что ее переработка для нас имеем важное значение. Еще один проект - переработка зерновых. Он не такой крупный, на 50 тысяч тонн, но поскольку зерновые культуры вовлечены в севооборот сои, тоже очень важный. Еще два проекта - тепличные комплексы разных инвесторов. Они стали актуальными в первую очередь потому, что в регион пришел газ. Первый этап газификации Амурской области рассчитан до 2025 года, второй - до 2030 года. Удешевляется стоимость гигакалории, финансовая модель тепличных комплексов становится конкурентной.

В продолжение прошлогодней истории с Группой компаний ПИК сегодня в рамках ПМЭФ мы обсуждаем дорожную карту по строительству нового жилья. В Благовещенске будет возведен Северный микрорайон общей площадью 550 тысяч квадратных метров жилья, там требуется современная инфраструктура: школа и детский сад, газовая котельная, очистные сооружения, дороги - и все это с инструментами бюджетной поддержки.

Вы упомянули о работе с китайскими инвесторами. Для Амурской области КНР - один из стратегических партнеров, но последние два года связи между странами ограничены. Как сейчас выстраиваются отношения?

Василий Орлов: У нас с Китаем отношения очень давние и дружественные, большое количество совместных проектов. К примеру, много лет проводится Российско-Китайская ярмарка искусств, уникальность ее в том, что она проходит по обоим берегам Амура. Есть спортивные, общественные акции и мероприятия, совместный экономический форум, посвященный отношениям двух стран.

Кроме того, мы совместными усилиями возводим множество инфраструктурных объектов. Так, совсем недавно введен в эксплуатацию автомобильный мост Благовещенске - Хэйхэ, который долго не могли открыть из-за пандемии. Однако уже понятно, что мощность его недостаточна, поэтому мы наладили речное сообщение, чтобы перенаправить таким образом часть грузов. Кстати, именно по этому новому мосту идет большое количество грузов, предназначенных для реализации тех проектов, о которых мы говорили в самом начале.

Он, кстати, был построен без привлечения бюджетных средств, на основе концессионного соглашения двух госпредприятий обеих стран. Совместная компания получила кредит в китайском банке в размере 19 миллиардов рублей, из которых 14 миллиардов рублей было потрачено на строительство с российской стороны. Такая разница объясняется тем, что с нашей стороны находится фарватер, и это потребовало ряда дополнительных сооружений. Окупаемость проекта рассчитана сроком на 20 лет за счет взимания платы за провоз груза, стоимость проезда составит примерно от 8,7 до 9,5 тысячи рублей. После того, как проект окупится, она будет снижена кратно и составит лишь ту сумму, которая требуется для обслуживания переправы. Кстати, уже сейчас мы видим большой запрос от бизнеса, в том числе из европейской части страны, на развитие предмостовой зоны, в том числе создание сборочных производств, развитие логистической инфраструктуры.

Из Китая в Россию и обратно сегодня грузопоток очень активный, поэтому сейчас прорабатывается вопрос о целесообразности строительства еще нескольких подобных сооружений, в том числе двух железнодорожных мостов. Один уже прописан в межправительственном соглашении, это опять же Благовещенск - Хэйхэ, он может стать второй очередью автомобильного моста. Однако реализация проекта будет зависеть от того, какие результаты покажет новый железнодорожный мост Нижнеленинское - Тунцзян в Еврейской автономной области.

На мой взгляд, более перспективным является строительство моста в Сковородинском районе на севере Амурской области. БАМ и Транссиб сегодня очень сильно загружены, и в ближайшей перспективе ситуация не изменится, так как санкции будут продолжаться. Поэтому разворот грузопотоков на Восток должен быть обеспечен соответствующей транспортной инфраструктурой. Мост Джалинда - Мохэ сможет перенаправить около 20 миллионов тонн только с российской стороны в обход БАМа и Транссиба, по ветке Нерюнгри - Тында - Сковородино, и обеспечит потребности Якутии. Кроме того, это транспортный коридор на Севморпуть с задействованием реки Лены. Так что проект большой, интересный. Сегодня мы обсуждаем его со всеми заинтересованными сторонами, в том числе китайскими партнерами.

С сегодняшним перенаправлением логистических потоков Дальний Восток становится центром мира. Какие выгоды это может принести в перспективе?

Василий Орлов: По сути, в экономике Амурской области сегодня происходит революция. Транспортно-логистический потенциал мы обязательно постараемся реализовать. Большие преимущества дает приход газопровода "Сила Сибири", газовая отрасль в целом и все, что связано с газохимией - обсуждается производство удобрений, биоразлагаемых пластиков и еще целый ряд экспортно ориентированных проектов. В высокой степени готовности сегодня метанольный завод в Сковородино. В общей сложности газификация региона принесет сюда около двух триллионов рублей инвестиций, это колоссальный объем. Но этим наша экономическая активность не ограничивается.

Специальный проект RG.RU

Петербургский Международный Экономический Форум 2022

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Партнеры проекта: