В конкурсе Рахманинова нет возрастного ценза, и рядом с молодыми участниками оказался такой "зубр" как Владимир Кобекин. Почему принято такое решение и какова задача этого конкурса для композиторов?
Александр Чайковский: Первоначально мы думали установить возрастной ценз в 50 лет, но потом отказались от ограничения, и я этому рад. И пусть молодые композиторы почувствуют конкуренцию рядом с таким мастером, как Кобекин. Почему нет? Твою музыку будут играть рядом с Бахом, Моцартом, и никто не сделает скидки, публика, слушая тебя после Бетховена, тебя или воспринимает, или нет. Композитор всю жизнь будет чувствовать конкуренцию со всеми великими композиторами.
Что касается обязательных двух сочинений (пьеса для фортепиано и Концерт для фортепиано с оркестром), против обычно принятого одного, то исполнители на конкурсе играют программы, равные двум-трем сольным концертам! И два разноплановых сочинения композитора смогут более полно показать его личность и стиль. Причем сольную пьесу бывает написать сложнее, в Концерте можно местами спрятаться за оркестр спрятаться, а тут - не за что.
Отбор до очного тура - из начальных 45-ти до финальных 12-ти, был анонимным, поэтому я даже не знал, что среди участников оказался Владимир Кобекин. И я за него порадовался - сейчас мало играют композиторов, а попасть на конкурс - это возможность быть исполненным.
Прежде Союз композиторов проводил фестивали, закупки, печатали ноты. Сейчас это утрачено.
Александр Чайковский: Что-то возвращается. Союз композиторов России сейчас устраивает конкурс камерной музыки AVANTI, появилась творческая программа "Ноты и квоты": исполнитель или организация пишут заявку, заказывают сочинение определенному композитору и получают субсидию на сочинение и последующее исполнение. То есть кое-что начинают делать, но пока недостаточно, и квоты совсем небольшие. А на конкурсе сочинения всех тех композиторов, что приехали на очные туры, будут исполнены оркестром, финалисты будут исполнены дважды, причем разными оркестрами, одними из лучших оркестров страны: Большим симфоническим оркестром им. Чайковского и оркестром Мариинского театра; трансляции позволят услышать это многим слушателям. Это огромная для композитора радость! В наше время - это совсем не просто сделать.
Какие проблемы вы видите у композиторов? Справиться с драматургией, оркестровкой, большим объемом?
Александр Чайковский: Все, что вы перечислили - сегодня проблема для композитора. И есть проблемы с музыкой для фортепиано - в отличие от 30-ти, и тем более - 40-50-ти лет назад, сейчас композиторы пишут в основном на компьютерах. И очень многие или совсем не умеют играть на рояле, или играют плохо. В прежние времена все композиторы должны были владеть инструментом очень хорошо. Нас серьезно учили, большинство великих композиторов были лучшими виртуозами своего времени - на клавесине, органе, клавире: Бах, Моцарт, Брамс, Шуман, Лист, может быть, самый лучший пианист всех времен. Или скрипачи - Паганини, Венявский, они в первую очередь виртуозы. Прокофьев, Шостакович были колоссальными пианистами, о Рахманинове нечего говорить. И в наше время - Щедрин, Хренников, Тищенко, Слонимский были великолепными пианистами, работали, играли много концертов. Это входило в профессию.
А сейчас ребята на компьютерах набирают ноты, и тут же это озвучивается компьютерными звуками. И они думают, что все вот так просто, а на самом деле пишут совершенно неисполнимые вещи, и эта связь с компьютером становится, на мой взгляд, опасной. Поэтому вот здесь, для участников конкурса Рахманинова - композитора-пианиста, - я рассчитывал на то, чтобы они глубже ознакомились с инструментом.
Не было задачи, чтобы они сами это играли?
Александр Чайковский: Нет. Мы изначально решили, что это опасно для автора, когда он выйдет на большой зал с хорошим оркестром, при отсутствии опыта, он загробит собственное сочинение. Даже прилично играть на рояле недостаточно, нужно быть концертирующим пианистом, с опытом игры с оркестром.
Поэтому мы набрали очень хороших пианистов, которые быстро учат новую музыку, мобильных и с опытом, таких, как Екатерина Мечетина, Даниил Саямов, чтобы они помогли автору, выгодно подав его музыку. И это будут равные для всех условия.
Вы - профессор Московской консерватории, учите композиторов. Рождаются ли по-прежнему таланты и в чем сложность их обучения?
Александр Чайковский: Конечно рождаются, другое дело, что только время определяет - действительно ли ты композитор. Жизнь композитора, в отличие от исполнителей, - это бег на длинную дистанцию, на всю жизнь. Выдержишь ли? Может быть ты - чемпион на короткие дистанции, и оказывается, что не хватает творческого багажа, чтобы обновляться. А композитор должен обновляться все время. Поэтому невозможно сказать с уверенностью, что с талантливым молодым человеком будет лет через пять, тем более через 30.
У исполнителей, если ты не преодолеваешь основные технические виртуозные трудности к 15-16-ти годам, то дальше поздно чисто физиологически, а композитор может начать и поздно, как Брукнер или Вольф. Композиторский труд - это огромное напряжение в психике, в упорстве, работоспособности, постоянная неуверенность в себе, каждое новое сочинение - как будто ты заново начинаешь учиться. Кому-то это надоедает, кто-то не выдерживает такого напряжения. Так что это дело очень загадочное и трудное.
Сегодня больше сочиняют в малых жанрах. Мало кто владеет драматургией больших сочинений. Это особенность времени?
Александр Чайковский: Возможно, но во многом, сейчас "мода" на малые жанры из-за того, что любой композитор хочет, чтобы его сыграли. Грандиозные сочинения точно в течение 10-20 лет не исполнят. А на небольшое сочинение для камерного состава найти исполнителей намного реальнее. Композитору очень важно услышать, что он пишет.
Чему самому главному вы учите тех, кто приходит к вам учиться композиции?
Александр Чайковский: Учиться самому. Я не могу научить его сочинить мелодию. Я могу написать за него. Не могу научить его писать музыку. Я могу показать его ошибки, могу научить связать фрагменты, могу научить инструментовке, но научить писать музыку не могу. И он должен всю жизнь учиться этому сам. Самое главное - уметь слушать. Слушать классику постоянно, находить для себя какие-то идеи, а их там - бездна. Это очень трудно. Они к этому не совсем готовы, они думают, что незнание поможет быть оригинальным, открыть что-то новое. И 95 процентов изобретают велосипед.
Справка "РГ"
Прямые трансляции конкурса Рахманинова можно смотреть на официальном сайте, сайте Московской филармонии и других порталах.