"Мы решили создать новый тип партнерства в "Инициативе трех морей" - партнерство на основе участия", - заявил во время саммита польский президент Анджей Дуда, отметив, что этот статус предназначен не только для Украины, но также может быть использован и другими не входящими в ЕС странами Восточной Европы. Итоговая декларация саммита заявляет о готовности привлечь Киев к реализации региональных инфраструктурных проектов, а также указывает на то, что "Трехморье" может стать платформой для поддержки восстановления Украины.
Судя по высказываниям, под участием в инфраструктурных проектах понимается в первую очередь включение Украины в проект железнодорожной магистрали Rail Baltica, а также автомагистрали Via Carpathia. Использовать эти транспортные коридоры предполагается в том числе и в военных целях.
"Трехморье" было создано в 2016 году по инициативе Польши и при активной поддержке со стороны США. Официально целью проекта является развитие региональной транспортной и энергетической инфраструктуры по линии "север - юг". Но при этом никто особо не скрывает, что за инициативой стоят старые польские геополитические концепции. По мнению профессора Варшавского университета Рычарда Зембы, начав в рамках "Трехморья" с инфраструктурных проектов, польские политики намерены объединить страны Центральной Европы в один блок под стратегическим руководством Польши. "Объединение демографического и экономического потенциала региона позволило бы существенно повысить независимость как от России, так и от Германии. Таким образом, по сути, проталкивается давняя идея о превращении Польши в великую державу", - отмечал Земба в своей вышедшей в 2020 году книге "Польская внешняя политика и политика безопасности".
Энергетическая составляющая, включая проект соединения регазификационных терминалов в польском Свиноустье и на хорватском Крке, была и остается одной из главных в проекте. При этом Польша закладывала в "Трехморье" и военный аспект, увязывая его с развитием транспортной инфраструктуры.
Выступивший на саммите с видеообращением американский госсекретарь Энтони Блинкен отметил, что украинский конфликт сделал достижение целей инициативы "необходимостью". Это касается не только диверсификации энергетических потоков, но и строительства транспортной инфраструктуры, которая, по словам Блинкена, необходима для развертывания сил НАТО, а также для обеспечения вывоза зерна из Украины. При этом глава Американской корпорации по финансированию международного развития Скотт Натан пообещал выделить дополнительные 300 миллионов на инфраструктурные проекты "Трехморья", указав на важность инициативы как для обеспечения энергетической безопасности, так и для сдерживания России.
Владимир Зеленский, объявив о желании присоединиться к "Трехморью", сразу предложил расширить интерпретацию задач проекта. Развитие транспортной инфраструктуры, по словам Зеленского, способно обеспечить надежный тыл на случай военного конфликта между странами региона и Россией, так же, как уже имеющиеся пути сообщения сейчас обеспечивают поставки с Запада оружия и топлива самой Украине. Настроения на саммите вообще были достаточно воинственные. "...У нас более 500 лет традиций войн против России в этой части Европы, и мы все еще здесь", - говорил в завершение первого дня саммита Анджей Дуда.
Пока "Трехморье" остается только проектом - до превращения в реальный политический и тем более военный блок ему еще далеко. Но США, а в последнее время также и Великобритания явно делают на эту инициативу серьезную ставку. Тем более что использовать "Трехморье" можно не только против России, но и против Германии - в качестве инструмента давления на политику Берлина.