Какими вопросами засыпали "Родину" донбасские школьники

Игорь Кимаковский - в прошлом преподаватель Санкт-Петербургского аграрного университета. В 2015 году поехал волонтером на Донбасс с гуманитарной миссией. Был задержан украинскими спецслужбами. Четыре года и три месяца провел в застенках ВСУ.
Игорь Кимаковский, мариупольские школьники и Петр Первый сразу нашли общий язык.
Игорь Кимаковский, мариупольские школьники и Петр Первый сразу нашли общий язык. / Сергей Емельянов

Недавно, заехав за очередным гуманитарным грузом в Москву, Игорь побывал в редакции "Родины". Мы снабдили его свежими номерами журнала, попросив передать их учителям и школьникам Мариуполя.

И вот, перед самым подписанием номера в печать, получили этот удивительный репортаж.

Мариуполь оживает

Мариуполь вовсю восстанавливается. Военные и МЧС заканчивают разминирование города. Разбираются завалы. Завозятся стройматериалы. Подключаются электросети и водоснабжение. Открылись рынки и рыночки, выпекается хлеб. Заработали первые предприятия: порт, коммуналка, малый бизнес. Шиномонтажники работают с утра до ночи. Жалуются, что очень много работы: порезы, осколки. Но запущено уже десять маршрутов общественного транспорта.

А самое главное - работают больницы и школы.

53-я мариупольская средняя школа открыла двери для учеников 22 апреля, когда в районе завода "Азовсталь" еще шли ожесточенные бои. А сегодня в Мариуполе работают уже девять школ. Учебный год был продлен до 22 июня, надо наверстывать упущенное. Поэтому в день по шесть-семь уроков, правда, пока по 25 минут.

Все понимают, что детей, переживших боевые действия, надо жалеть.

Урок про Петра

Проезжая в середине июня по городу, заметил несколько плакатов и баннеров с изображением Петра Первого. Мариупольцы вместе со всей Россией праздновали 350-летие со дня рождения великого российского реформатора. Стало немного стыдно. В околовоенной суете забыл передать в здешние школы журнал "Родина", посвященный Петру Великому.

Заехал в управление образования Мариуполя, передал им "петровский" экземпляр. А мне незамедлительно предложили встретиться с детьми. И тут же назначили дату и время открытых уроков на тему "Петр Великий - наш современник".

Пришлось вспомнить давнюю специальность.

...Школы N 34 и N 4 - в микрорайоне комбината Ильича, который сильно пострадал во время освободительной операции. Тридцать четвертая пострадала больше, выдержала два прямых попадания. В пищеблок и учебный класс. Четвертой повезло: от осколков только стекла повылетали.

Но первое, что поразило - чистота в коридорах и классах.

Зашел в аудиторию. Дети встали, поприветствовали. Представился. Заявил тему. Показал журнал. И сразу задал вопрос: "Что вы знаете о Петре Первом?"

Если честно, думал, что не будет сильной активности. Да, накануне в мариупольские школы завезли российские учебники. Но много лет детям преподавали другую историю. С майданами и Мазепой, Бандерой и Шухевичем. Я листал учебники истории Украины, от которых волосы дыбом. Но первый же ответ был безукоризненно точен:

- Петр прорубил окно в Европу!

Пользуясь материалами "петровского" номера "Родины", рассказал детям о реформах Петра Алексеевича, которые вывели нашу страну на новый технологический уровень, способствовали обновлению власти, позволили создать уникальную империю, сохранившую самобытность и культуру всех населявших ее народов.

Задал вопрос: "Существовала ли Украина на картах Российской империи до 1917 года?"

Ответ тоже порадовал: "Нет".

Исторические параллели

Нет, мы не потеряли молодое поколение мариупольцев. Знающие и вдумчивые ребята. И важно - все разговаривают на хорошем русском языке. За это большое спасибо родителям и учителям.

Провел для ребят аналогию с современной украинской властью. Она тоже прорубила окно в Европу. И... За тридцать лет потеряла все, что создавалось нашими предками. И не важно, как назывался наш общий дом - Российская империя или Советский Союз. Мы всегда жили и созидали вместе. Строили заводы, судоверфи, ракеты, самолеты.

А сейчас "самостийна Украина" чем может похвастаться? Тем, что бездарно растранжирила нажитое. Ребята сами перечислили потери "нэньки". "Русланы" и "Мрии", Николаевский судостроительный, Запорожский авиамоторостроительный и прочее, прочее, прочее...

В конце второго урока мы выяснили, что император прорубил окно не только в Балтийский регион, он задал вектор в работе своих последователей по освоению Азовского и Черного морей. И это, надеюсь, станет темой будущих уроков.

Взрослое детство

А в финале моего учительского дебюта на меня посыпались вопросы. И они вышли далеко за рамки "петровской" темы.

Когда запустят школьные автобусы?

Какие сегодня в России востребованы специальности? Куда пойти учиться?

Как долго по времени будет восстанавливаться город? Какие предприятия восстановят?

Когда можно будет получить паспорт гражданина РФ?

Будут ли ходить поезда из Москвы и Санкт-Петербурга в Мариуполь?

Многие вопросы были совсем взрослыми. О транспорте. Водоснабжении. Торговле.

Боевые действия сделали подростков взрослее, прагматичнее. Временами мне казалось, что общаюсь со своими одногодками.

А им всего-то шестнадцать.

...Два урока в двух мариупольских школах пролетели на одном дыхании. И вышли далеко за рамки отведенных 25 минут. Перед отъездом ко мне подошел десятиклассник. Представился: "Николай". Спросил: "Вы пришли навсегда?"

Ответил: "Не волнуйся! Навсегда!" - и крепко пожал руку парню.

Мы договорились встретиться с ним и его одноклассниками 1 сентября.

Игорь Кимаковский, советник главы Донецкой Народной Республики