Эксперты Общественной палаты не поддержали поправки в закон о такси

Проект нового закона о такси, внесенный в Госдуму, не учитывает интересы ни пассажиров, ни водителей. К такому выводу пришли эксперты Общественной палаты после так называемого нулевого чтения.
Иногда такси лучше носить на себе, чем в нем передвигаться. Во всяком случае, не потребуется думать о том, кто заплатит компенсацию, если случится авария.
Иногда такси лучше носить на себе, чем в нем передвигаться. Во всяком случае, не потребуется думать о том, кто заплатит компенсацию, если случится авария. / Сергей Куксин

Напомним, что это четвертый законопроект о такси, внесенный в Госдуму. Его разработал минтранс. По итогам обсуждения можно обозначить конкретные пункты, которые вызывают протест у экспертов.

Сложность этого закона в том, что он должен соблюсти интересы и пассажира, и водителя, и агрегатора, и таксопарка. А еще и самозанятых. Но в проекте соблюдены только права и интересы агрегаторов. На всех остальных навешивается лишь огромное количество требований, плохо совместимых с действующим законодательством.

Так, например, самозанятые, чтобы попасть на рынок такси, должны заключить договор либо с агрегаторами, либо с таксопарками, которые им обеспечат такой допуск. А что это, как не трудовой договор? Тогда о какой самозанятости может идти речь?

Водители такси должны оборудовать свои машины некими приборами контроля усталости или сонливости. Но какими единицами измерять усталость и сонливость? Например, тахограф измеряет время работы и отдыха. А что такое усталость и сонливость?

Ну и главное. Законопроект жестко ограничивает пассажиров в правах на получение возмещения в случае ДТП. Сейчас такие вопросы решаются в рамках Гражданского кодекса, который предусматривает ответственность не только водителя, но и собственника автомобиля. А также организатора перевозки. Как правило, это агрегатор.

Агрегатора же проект закона от такой ответственности освобождает. Если, например, у него заключен договор с таксопарком. Или если на заказ приехал не тот водитель. Хотя именно агрегатор соединяет пассажира и водителя, а также устанавливает цену на поездку. Кроме того, он же диктует водителю условия выполнения заказа.

Как сообщил заместитель председателя комиссии Общественной палаты Александр Холодов, концептуально законопроект принять можно. Оставить название, а все остальное переписать.