В связи с тем, что шведская компания решила сократить свое присутствие в России, встал вопрос, кто будет по гарантии ремонтировать уже проданную технику и мебель. Ранее в СМИ прошла информация, что гарантийное обслуживание остается. Однако на "горячей линии" ИКЕА корреспонденту "РГ" сообщили, что пока этот вопрос только решается и вся информация будет опубликована на сайте компании.
У ИКЕА есть эксклюзивное правило: она готова принимать обратно товар, если он не подошел по параметрам, не вписался в интерьер, разонравился. Любой российский покупатель мог вернуть купленную в магазинах ИКЕА вещь в течение года. При этом мебель могла быть в сборном состоянии, но, естественно, не изношенная. Иными словами, если человек купил диван, целый год на нем сидел и лежал, а потом вдруг решил сдать, то такую вещь, естественно, не приняли бы. А если мебелью никто не пользовался, то сдать ее можно было без проблем.
На всю мебель и технику ИКЕА есть и гарантия. Общие условия стандартные. Срок действия гарантии указан на товаре и действует с момента приобретения товара.
На каждый товар своя гарантия. Например, на мебель для ванной, душевые, смесители дается 10-летняя гарантия. Такая же на матрасы, шкафы, диваны и кресла. На кухни гарантия вообще 25 лет. На бытовую технику - 5 лет. При возникновении проблемы компания обещала устранить дефекты товара либо товар мог быть заменен на такой же или аналогичный. Любая неисправная деталь, замененная в результате ремонта, оставалась в собственности компании. Если товар вышел из ассортимента, всегда предлагалась подходящая замена или возмещалась стоимость неисправного товара.
Гарантия не распространялась на случаи небытового использования товара. Например, если изделие хранилось, было собрано или установлено неправильно, использовалось с нарушением правил и норм эксплуатации или не по назначению, а также в случае нарушения инструкций по уходу. Ну и если на тумбочке появилась царапина или ребенок разрисовал белый диван, то менять их никто не стал бы.
"Иностранные производители и торговые сети подумали, что если они по обоюдному согласию урегулируют все трудовые отношения со своими российскими работниками, то могут уходить спокойно и забыть про бизнес в России, - говорит заслуженный юрист России, доктор юридических наук Иван Соловьев. - Так может получиться у тех, кто не давал длительных гарантий на свой товар и чье оборудование не требует дополнительных комплектующих, расходных материалов и гарантийного обслуживания. В такой ситуации, в случае неисполнения указанных выше обязательств, права российских потребителей будут нарушены".
В то же время юрист считает, что крупные ритейлеры все-таки захотят сохранить свое лицо для поддержания имиджа и профилактики судебных исков. "Иностранная кампания может заключить договор с отечественным юрлицом на гарантийное обслуживание и ремонт. Если этого не произойдет, то российский потребитель может произвести ремонт (например, мебели ИКЕА) за свой счет, а затем предъявить исковые требования к ушедшей компании на возмещение понесенных расходов и морального вреда. В целях достижения более эффективного результата российским потребителям лучше подавать коллективные иски (так дешевле с точки зрения защиты своих интересов и весомее с правовой точки зрения)", - поясняет Соловьев. Примеры таких коллективных исков уже есть, и рост их количества может заставить иностранные юрлица все же задуматься о последствиях неисполнения взятых на себя обязательств. "Не факт, что зарубежные компании будут исполнять решения российских судов, однако погашение всех долгов перед нашими потребителями может стать весомым аргументом в случае их желания вернуться на российский рынок", - говорит юрист.
Глава Союза потребителей России Петр Шелищ, со своей стороны, уверен, что ИКЕА все-таки выполнит все взятые на себя обязательства. "ИКЕА не раз заявляла о намерении соблюдать все свои обязательства по проданным товарам, и у меня нет оснований им не верить. Тем более что они надеются все-таки вернуться в Россию, когда изменится геополитическая ситуация. Да и никто иной из известных мне брендов, ушедших или уходящих от нас, не заявлял, что не станет выполнять гарантийные и иные послепродажные обязательства (главное из них - изготовители обязаны поставлять торговым и ремонтным организациям запчасти, необходимые для ремонта и технического обслуживания проданных у нас товаров в течение срока службы, а если этот срок ими не установлен, то в течение 10 лет)", - отмечает Шелищ. Он уточняет, что на данный момент ни у Роспотребнадзора, ни у Союза потребителей России нет фактов неисполнения гарантийных обязательств со стороны крупных международных компаний перед потребителями. "А вот факты затягивания сроков гарантийного ремонта некачественного товара или даже отказа от него под таким предлогом у нас есть. Но стоит моим коллегам по такому обращению потребителя потребовать от продавца или сервисного центра указать эту причину в официальном ответе на претензию, запчасти быстро находятся", - добавляет эксперт.
Он также напоминает, что многие ждут появления у нас привычных товаров, ввезенных по параллельному импорту. Обсуждаются и предложения специально маркировать такие товары, чтобы потребители знали, что им не следует рассчитывать на послепродажную поддержку со стороны изготовителей. Впрочем, Шелищ в такой маркировке смысла не видит, поскольку и так все будут знать, что иным способом товар к продавцу попасть не мог, и что в случае выявлении дефекта, скорее всего, нельзя будет отремонтировать. Но можно потребовать от продавца вернуть рыночную стоимость некачественного товара на момент его возврата, добавил Шелищ.