Фермеры Урала предложили возродить МТС и создать вторичный рынок уборочной техники

Большая уборка урожая не за горами, на юге страны она уже в разгаре, собран ячмень, приступают к пшенице. Но и там, и в более северных регионах фермеры молятся на технику: лишь бы не подвела, не поломалась. Иначе беда... Чтобы ее избежать, фермеры Свердловской области предлагают возродить подзабытую систему МТС, способную обеспечить качественное техническое состояние сельхозтехники "со стажем".
На Среднем Урале более чем у половины комбайнов истекли сроки амортизации. Подобная картина и в других регионах.
На Среднем Урале более чем у половины комбайнов истекли сроки амортизации. Подобная картина и в других регионах. / РИА Новости

Ведь небольшим крестьянским хозяйствам, которых сотни в каждом регионе, несмотря на меры господдержки, до сих пор не по карману купить новые комбайны, а для самостоятельного капремонта старых у них нет ни мастерских, ни рабочих рук. Но выход ли это для фермеров?

- Как-то поздней осенью еду близ села и вижу: по заснеженному полю идет комбайн. Спрашиваю фермера: "Что ж так поздно убираешь?" Отвечает: "Техника постоянно ломалась. Вот и превратился в снеговика. Не оставлять же урожай в поле, хоть что-то уберу", - рассказывает исполнительный директор ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельхозкооперативов региона Иван Сысолятин, прежде чем перейти к сути нашего разговора.

По данным ассоциации, на Среднем Урале более чем у половины комбайнов истекли сроки амортизации. Из 829 уборочных машин, числящихся в активах местных сельхозпредприятий, в прошлом году не смогли дотянуть до нивы не менее ста. Замены им пока нет: уральским хозяйствам в прошлом году удалось приобрести только 38 новых комбайнов.

- И это при том, что в 2021-м в стране зафиксирован взрывной рост рынка сельхозтехники? - уточняю я. - Ведь по данным Минсельхоза России, он увеличился на 30 процентов, и лучшая динамика именно у зерноуборочных комбайнов.

Но Иван Сысолятин стоит на своем.

- У крупных хозяйств, работающих с Росагролизингом, иные финансовые возможности и налаженный алгоритм проведения ремонтных работ. У фермеров же элементарно не хватает оборотных средств. И комбайн для крестьянина стал своего рода символом благополучия, - поясняет он.

Председатель кооператива "Обуховский" Николай Ялунин с ним согласен. Показывая нам свое техническое богатство, он рассказывает:

- Долго за "Енисей" держались, не хотели сдавать в металлолом. Но поняли: все полезное с него, отслужившего 33 года, мы уже сняли, и держать его во дворе больше нет смысла. Выручили за развалившуюся махину 65 тысяч: на эти деньги много не купишь, а к уборочной надо готовиться...

Большинство уборочной техники фермеры так и покупают - на диком вторичном рынке. На возраст не особо обращают внимание. Это только у новенькой техники есть гарантийный срок - один год и амортизационный - семь лет. Далее, по правилам, комбайн должен пройти капремонт. Но в жизни чаще его сбывают по дешевке небольшим сельхозпредприятиям, а дальше фермеры ремонтируют сами, как говорится, на коленке.

- Если в поле работает неисправная техника, - неизбежны потери. По мнению одного из экспертов, из-за нехватки качественных комбайнов страна в год теряет до 10 миллионов тонн зерна. А ведь проблему можно решить, возродив подзабытую практику капитального ремонта в МТС. Это позволит создать цивилизованный вторичный рынок отечественных комбайнов, - продолжает продвигать свою идею "РГ" Иван Сысолятин.

По мнению одного из экспертов, из-за нехватки качественных комбайнов страна в год теряет до 10 миллионов тонн зерна

К идее реанимировать машино-тракторные станции в каждом регионе приходят по-своему. В Калужской области станции возродили почти 20 лет назад. Они до сих пор находятся под крылом министерства сельского хозяйства региона. А в Хабаровском крае пилотную МТС запустили только в прошлом году. Аграрии могут взять машины в аренду по льготной ставке. В Башкирии же объявили о создании собственных производственных цехов для ремонта отечественной сельхозтехники. Инвестпроект включен в число приоритетных - правительство республики готово предоставить предприятию налоговые льготы и возместит до 60 процентов затрат на покупку оборудования.

В Свердловской области эксперимент по возрождению МТС пока не столь масштабен. Но уральские фермеры уверены, если поставить дело на поток, то реально в год восстанавливать до полусотни уборочных машин российского производства. Однако одной инициативы с полей - недостаточно, необходима поддержка региональных властей и их готовность вкладываться в проект.

Комментарии

Евгений Долгов, фермер из села Подстёпное Ребрихинского района Алтая:

- В нескольких районах Алтайского края подобная попытка уже была во второй половине 1990-х. На купленных по краевой программе комбайнах работали "пришлые" - те механизаторы, кто не нашел себе места в обычных хозяйствах. Технику они ушатали быстро. Когда комбайны пришли в негодность, разбежались. Потом "убитые" комбайны, числом не меньше трех десятков, ржавели на площадке краевого "Агроснаба". В итоге порезали на металлолом. Не думаю, что вновь созданная сверху экономическая единица себя оправдает. Нужен настоящий хозяин, который и фермерам реально поможет, и сам заработает.

Петр Емельянов, фермер, заместитель председателя краснодарского краевого Совета АККОР:

- Что касается техники? Есть такое понятие, как амортизация. По существующим нормативам она составляет порядка семи лет на новую технику и после прошествия этого времени ее стоимость равна нулю и она должна быть списана в металлолом. При современном уровне технического развития она устаревает не только технически, но и технологически и морально даже раньше семилетнего срока... Тем более, тот, кто не понаслышке, а непосредственно сталкивался с российской сельхозтехникой, знает, что она, даже новая, порой работает под лозунгом: ни дня без ремонта. Что тогда говорить о реинкарнированной? Не зря люди подметили: "На леченом коне далеко не уедешь". Это пора понять. Техника имеет свой срок эксплуатации и ее использование после этого неэффективно.

На моем веку фермера я использовал и так называемых летучих голландцев, и так называемые МТС в новом исполнении. Самый большой недостаток тут в том, что система их оплаты зависит либо от количества намолоченного зерна, либо от убранных гектаров. И в том и в другом случае они не заинтересованы в главном - в качестве уборки. Им нужны гектары или тонны. То есть деньги. В качестве заинтересован только фермер. Так что же делать, спросите вы?

Выход надо искать в кооперации мелких фермеров. В больших кооперативах нет необходимости, да и смысла нет, приобретать технику каждому фермеру. Она приобретается кооперативом, исходя из потребностей его членов. Причем техника приобретается новая. Техобслуживание проводят специальные организации по соответствующим расценкам, как это и делается сейчас.

Отсюда вывод: государству необходимо заняться кооперированием сельского хозяйства. Точнее, нужна специальная госпрограмма по кооперации. Еще вчера... Кооперируя мелкотоварное производство, государство выводит его на уровень крупного. Возникает реальная конкурентная среда, в которой агрохолдингам предстоит жесткая борьба с мощными кооперативами. Учитывая более сильную мотивацию к труду, любовное отношение к земле, у кооперативов фермеров есть все шансы ее выиграть, так как они более конкурентоспособны. И не будем забывать, что успех любого дела зависит от множества продуманных мелочей.

Подготовили Татьяна Павловская, Сергей Зюзин