Глава государства пообещал снижение административной нагрузки, а также заявил, что все частные инициативы, полезные для России, должны получить максимальную поддержку. Только это позволит насытить страну доступными качественными товарами. Надеемся, что эти слова услышат в министерствах и ведомствах. Ведь экспортные пошлины, как и квоты на вывоз зерна, которые были введены полтора года назад, - это и есть то самое административное давление на сельхозпроизводителей, которое мешает их развитию.
Сегодня можно подвести промежуточные итоги введения пошлин в агросекторе, которое произошло в декабре 2020 года. До этого четыре года пошлин не было, и зерноводство развивалось как никогда в истории нашей страны. Однако полтора года назад впервые был практически исчерпан запас государственного интервенционного фонда (он появился в 2004-м для рыночного регулирования цен на зерновые), это и привело к введению пошлин и квот, за этим последовало ускорение роста цен на зерно в мире.
Дополнительный доход получили аграрии стран - экспортеров зерновых, в первую очередь относящихся к Азово-Черноморскому и Средиземноморскому регионам: Украины, Франции, Румынии. Также в выгоде остались США, Канада, Бразилия, Австралия и другие страны. Но пока наши конкуренты зарабатывали деньги и вкладывали их в более современную технику и инновационные технологии, у российских аграриев сокращалась рентабельность и росло технологическое отставание.
Инициаторы введения пошлины посчитали, что средняя себестоимость зерновых в России относительно невысокая. Но это так же точно, как и средняя температура по больнице. Себестоимость производства одних и тех же культур отличается в различных природно-климатических зонах в полтора-два раза, как и урожайность. Следовательно, на те средства, которые аграрии получали после продажи продукции по отрегулированным государством ценам, выращивать ее на значительной территории страны было в ряде случаев нерентабельно.
Особенно эта проблема обострилась в текущем году. Все ведущие аналитики отметили рост себестоимости производства зерна на 25-30 процентов. Цены на отечественную сельхозтехнику выросли на 30 процентов, а в некоторых случаях и значительно больше. Например, цена на "Кировец" К-742М первого декабря прошлого года взлетела с 12 до 17,5 миллиона рублей. Это произошло по согласованию с минпромторгом РФ.
В то же время цены на зерновые культуры из-за госрегулирования остаются в лучшем случае на уровне прошлого года, хотя опускаются и ниже. А пошлина рассчитывается исходя из цен в южных портах. Но доставка продукции в гавани подорожала из-за роста стоимости запчастей и ГСМ, введения тахографов, "Платона" и борьбы с перегрузом. К примеру, стоимость доставки зерна из восточных районов Ставропольского края до Новороссийска автотранспортом в нынешнем году увеличилась более чем в полтора раза. То же самое и в других регионах.
Кстати, пошлина рассчитывается еженедельно и в долларах, стоимость которого значительно упала по сравнению с прошлым годом. Мне кажется, вряд ли в других странах - экспортерах зерна правила устанавливают еженедельно. Пошлина совершенно не учитывает, что после уборки растут затраты на хранение продукции, и это уничтожает существующую в стране систему крупных элеваторов. А ведь в условиях санкций она могла бы стать основой продовольственной безопасности. Еженедельные изменения пошлины усиливают волатильность и делают рискованными долгосрочные инвестиции в зерновую отрасль, о чем предупреждали все ведущие эксперты зернового рынка еще в прошлом году.
Также инициаторы введения пошлин пытались таким образом взять под контроль продовольственные цены в стране. Любой человек, который ходит в магазины, может оценить, получилось ли это у них. По моему мнению - нет. И получиться не могло, так как причин для роста цен слишком много, в большинстве своем они не связаны со стоимостью зерна. Экспортные пошлины, очевидно, не стали панацеей. Каждый год доля зерна в цене на хлеб уменьшается, так как растут прочие издержки.
В мае ставропольская краевая Дума обратилась к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой ограничить пошлины на экспорт зерна 10 процентами от его стоимости. Сумма, собираемая при этом в госбюджет, составила бы примерно два миллиарда долларов - при заявленных на экспорт 50 миллионах тонн зерновых. По мнению инициаторов предложения, половина этих средств должна законодательно распределяться в виде дотаций между производителями доступного хлеба, круп и макаронных изделий. Вторую половину нужно направить производителям молочной и мясной продукции, что позволило бы эффективнее контролировать цены в магазинах. Смысл предложения прост: чем больше мы продадим зерна за рубеж и чем выше будет его стоимость на международных рынках, тем удастся больше просубсидировать в продукты питания для наших граждан. Причем администрировать эти процессы несложно при любой квалификации исполнителей.
К сожалению, по существу обращение ставропольской краевой Думы пока не было рассмотрено с привлечением экспертного сообщества. Есть опасение, что инициаторы введения пошлины хотят сохранить ее, сделав косметические корректировки, но не меняя их сути.