Как Россия и Беларусь совместно развивают импортозамещение
- Общий потенциал импортозамещения по промышленным товарам Союзного государства из третьих стран примерно 60 миллиардов долларов, - ввел в курс дела первый замминистра экономики Беларуси Юрий Чеботарь. - Это около 27 процентов от объема импорта из третьих стран. При этом "закрыть" часть потребности возможно за счет кооперационных поставок обоих государств. Создано восемь отраслевых подгрупп: авто- и сельхозмашиностроение, станкостроение, электроника, энергетическое машиностроение, легкая, химическая и фармацевтическая промышленность. Существует "Карта компетенций", которая позволит сторонам решить три важнейшие задачи - замещение критического импорта, освоение новой номенклатуры комплектующих на действующих заводах и создание новых производств.
По словам российского сенатора Ивана Абрамова, основное внимание уделяется организации производства отсутствующих в России сырья и комплектующих. Во взаимодействии с крупнейшими госкомпаниями был проведен анализ рисков и потенциального спроса на сырье, материалы, комплектующие и на средства производства, по итогам которого были подготовлены предложения по организации производств импортозамещающей продукции не менее чем на 210 различных площадках:
- Мы радикально сократили контрольно-надзорную деятельность, перенесли введение некоторых требований. Автоматически продлены лицензии, разрешения, упрощены процедуры подтверждения соответствия. Сняты многие другие барьеры на пути импорта: речь об обнулении пошлин на более чем 1000 позиций, ввозе товаров по копиям документов, снятии ветеринарного и фитосанитарного контроля. Реализуется программа поддержки отдельных отраслей: сельского хозяйства, промышленности, транспорта, IT-отрасли. В рамках программ активно идет льготное кредитование.
Отдельная ставка - на кооперацию. Замминистра промышленности Беларуси Дмитрий Харитончик в качестве примера приводит взаимодействие "БЕЛАЗа" и холдинга "Синара - транспортные машины" по разработке двигателей для карьерной техники:
- Инновационный двигатель ДМ-185 является собственной разработкой Уральского дизель-моторного завода. В результате совместной работы заключен договор на поставку 350 единиц дизельных двигателей. Наши промышленники видят и понимают, что нужно не только конкурировать, но и сближать свои позиции, более активно продолжать искать новых партнеров, возможные точки соприкосновения и двигаться по пути интеграции и объединения своих усилий и компетенций.