Основатель экобренда Анна Погодина: Одежда из органически чистых материалов - это целый мир

Среди участников прошедшей недавно Московской недели моды - Анна Погодина, основатель первого российского экобренда Petrichor, "рожденного благодаря любви к природе", который производит одежду из органических тканей - бамбука, крапивы, конопли, льна. Она рассказала "РГ", из чего еще можно шить платья и есть ли будущее у такой одежды в России.
Модные бренды делают ставку на экоматериалы. Например, мужская одежда Loewe покрыта настоящей травой и мхом.
Модные бренды делают ставку на экоматериалы. Например, мужская одежда Loewe покрыта настоящей травой и мхом. / GettyImages

Анна, первым делом хочу спросить вас, почему Petrichor? Что это вообще такое?

Анна Погодина: Петрикор - это запах земли после дождя. Не так давно британские ученые обнаружили, что растения накапливают масла и влагу, которые высвобождаются, когда идет дождь. Поэтому мы ощущаем этот приятный аромат, причем в разных уголках мира он будет разным. Это слово и явление нам полюбились и отлично подошли к нашей концепции.

А в чем заключается концепция? Что общего у одежды и аромата земли?

Анна Погодина: У меня за плечами большой опыт работы в индустрии моды. Я годами наблюдала за тем, сколько там производят отходов, таких как текстильные обрезки, сколько мусора. И когда решила создать свой бренд, хотела, чтобы он был чистым, экологичным, этичным. И название нужно было подобрать соответствующее. Это должно было быть что-то большее, чем просто одежда. Мы шьем базовые модели без ультрасложного дизайна, но для нас важно, что они не нанесут вреда природе. Хотя тут ответственность лежит не только на производителе, но и на потребителе. Мы можем произвести вещь из биоразлагаемой ткани, сшитую натуральными нитками с экологичной фурнитурой, но после того, как она попадает к клиенту, он тоже несет за нее ответственность. Новый владелец должен за ней ухаживать, чтобы она прослужила ему долго, и постараться, чтобы в дальнейшем она была правильно переработана или передана во вторичное использование, а не осталась на свалке.

Насколько сложен в нашей стране путь от такого необычного на тот момент замысла до его воплощения, до первой модной коллекции?

Анна Погодина: Все началось с моего знакомства с сертифицированным органическим хлопком. Я вообще не знала, что такое существует и что сам по себе хлопок не очень экологичен. А когда начинаешь этим заниматься, оказывается, что существуют и материалы из крапивы, конопли, бамбука, кукурузы, кокоса...

Подождите, из всего этого можно делать одежду?

Анна Погодина: Да, и у нас даже были отдельные коллекции из конопли и крапивы. Сейчас мы добавили футболки из кукурузы - это запатентованный материал sorona, и планируем задействовать кожу из кокоса. Да, не удивляйтесь, есть еще кожа из ананаса, винограда, апельсина, лотоса. Это то, что называют "экокожей", но большинство людей полагают при этом, что речь идет о полиэстре, а она ведь может быть разной. Кроме того, из кокоса делают пуговицы. В общем, это целый мир, который нам предстоит познать, надеюсь, в ближайшие десятилетия.

Насколько это реалистичная перспектива? Такая одежда может войти в масс-маркет?

Анна Погодина: Если мы говорим о российском масс-маркете, то, конечно же, это будет не так просто, потому что многие из этих тканей не производятся в России. Дело в том, что у нас пока нет технологий и необходимого оборудования. Нам нужно либо везти все это из Европы, либо изобретать что-то свое. Например, в Италии изобрели шелк из апельсинов, потому что там их много, от них остается кожура, ее нужно куда-то девать. И нам нужно подумать, чего много у нас, что за отходы можно было бы превратить в материал.

Дизайнер Анна Погодина в рубашке из крапивы своего экобренда. Фото: Petrichor

Первое, что приходит мне в голову - картошка...

Анна Погодина: Картошка, борщевик, та же крапива. Правда, крапива у нас растет не того сорта, из которого делают материал. А вообще это же ткань императоров: первый батист, который появился в мире, был из крапивы. Зато вот вопрос с технологической коноплей у нас наконец-то решился , и наши фермеры теперь могут спокойно растить ее, например, в Иванове. Благодаря этому замкнулся технологический цикл: мы можем вырастить сырье, произвести волокно и из него связать текстиль полностью российского производства. Вот в июле мы выпустим такую линию. Кроме того, у нас есть белорусский лен. Правда, он окрашивается европейскими красителями. Мир глобален - мы все связаны друг с другом.

Анна, а кто покупает такую одежду?

Анна Погодина: У нас очень разнообразная аудитория. Большая ее часть - молодежь до 22 лет, которой небезразлично, в каком мире она будет жить дальше. И вторая крупная группа - люди, которые пресытились масс-маркетом и хотят получать качественную одежду из натуральных материалов, то есть старше 35 лет. Все-таки у нас недешевая продукция. Молодежь покупает наши вещи по праздникам на распродажах, а эти люди могут позволить себе это на регулярной основе.

А для вас еще существуют обычные вещи или вы и в других сферах жизни стараетесь думать об окружающей среде?

Анна Погодина: Да, я вообще так живу. По образованию я дизайнер, и когда решила создать свой бренд, думала так: "Можно сделать футболку из органического хлопка, но не сшивать же ее полиэстровыми нитями! Значит, нужны натуральные нитки". Потом я посмотрела в помойное ведро и подумала: "Так, а почему я не сортирую отходы?" Следующий шаг: сдавать на переработку макулатуру, батарейки, пластиковые крышечки. Затем мы начали перерабатывать отходы на производстве: из больших лоскутов отшиваем мешочки для упаковки наших изделий, из маленьких - резинки для волос, многоразовые косметические диски. Какие-то ткани у нас забирают партнеры, которые вяжут вручную очень симпатичные коврики. Остатки ткани из конопли мы отправляем в Санкт-Петербург партнерам, которые ее растворяют и делают бумагу для каллиграфии. Кроме того, я пользуюсь только натуральной косметикой и бытовой химией. Это стало моим образом жизни. Как говорится, мысли глобально, действуй локально.

Вы наблюдаете в российском обществе какие-то позитивные тенденции в том, что касается осознанного потребления? Людей интересуют такие инициативы?

Анна Погодина: Наблюдала до пандемии коронавируса. К сожалению, в последние два года этот процесс замедлился. Но я вижу, что люди начали относиться к этому лояльнее. Если раньше, когда я говорила, что у меня экобренд, надо мной подшучивали, то теперь собеседники интересуются, просят рассказать подробнее. Ну согласитесь, что сегодня, если вы слышите про вещи, сшитые из кукурузы, конопли и крапивы, это не вызывает отторжения. Так что интерес к этому есть.

Кстати

Мода возвращается к истокам

Фото: GettyImages

Как известно, все новое - хорошо забытое старое. На этой фотографии 1907 года - гавайские музыканты в национальных одеждах, которые состояли из набедренной юбки-хулы из пальмовых листьев или травы, лифа и цветочных гирлянд на шею и голову, а также цветочных браслетов для рук и ног.