В инаугурационной речи в ноябре прошлого года Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что для поступательного развития страны "необходимо совершенствование Основного закона, что определит наше дальнейшее развитие". При этом глава государства сослался также и на международный опыт: "Во многих государствах в период кардинальных перемен проводились конституционные реформы". Уже одной этой фразой президент совершенно четко дал понять, что планируемые им перемены в жизни страны будут носить не косметический, а фундаментальный характер.
В этом можно убедиться уже по тому, что на всенародное обсуждение вынесли проект, подготовленный комиссией, состоящей из депутатов, сенаторов, правоведов и общественников. Он состоит из 200 изменений на основе общественных предложений, которые затрагивают 64 статьи Основного закона. Обсуждение продлится до 15 июля, после чего документ будет передан в Законодательную палату.
Когда президент анонсировал грядущую реформу Конституции, он напрямую связал ее необходимость с расширением основ демократии, реального народовластия. Человечество, отметил президент, вступило в эпоху взрывного расширения научных знаний и технологий. Естественно, это ведет к масштабным и самым разнообразным трансформациям во всем мире, росту конкуренции, соперничества. Народы и государства нынче как никогда серьезно задумываются о своем будущем. И речь не об абстрактных категориях. Нет народов и государств без обычных людей, их жизнь и труд - основа основ. Потому-то важнейшими становятся и выходят на первый план вопросы о месте человека в жизни страны и общества, его чести и достоинстве, развития инициативности. С пониманием этого и должны формироваться приоритетные политико-правовые, социально-экономические и духовно-нравственные принципы, ценности и интересы. Это позволяет понять, как именно должна повлиять конституционная реформа на жизнь простых людей, обеспечение благосостояния населения, развитие общества и государства. Отразить ответы на эти вопросы в тщательно разработанных правовых нормах Конституции - веление времени.
Мирзиёев сделал акцент на этом вовсе не для красного словца. В ходе предвыборной кампании избиратели ставили перед ним вопросы социального, правового и экологического характера. В частности, было много вопросов, связанных с проблематикой укрепления конституционно-правовых основ защиты частной собственности, в том числе на землю и недра, обеспечения человеческого достоинства, прав и свобод граждан, межнационального и межконфессионального согласия в стране, повышения роли и статуса важнейшего национального демократического института - махалли. Говорилось о необходимости бережного донесения до будущих поколений традиционных ценностей, в частности, укрепления института семьи, развития государственной молодежной и гендерной политики, инновационной экономики и экономики знаний, расширения инвестиций в экономику и социальную сферу.
Об этом говорили представители всех слоев общества, всех профессий: учителя и предприниматели, фермеры и рабочие, представители институтов гражданского общества, национальных культурных центров... Это показало, что люди явно хотят изменить свою жизнь и жизнь страны, придать демократическому обновлению новый импульс, позволяющий углубить реформы.
Такая активность граждан свидетельствует, с одной стороны, о широкой поддержке политики демократических реформ главы государства, осуществляемой в рамках Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, с другой - о заинтересованности избирателей в их результативности, дальнейшем углублении и достижении целей и задач, обозначенных в предвыборной программе президента.
Характерно, что такая высокая общественная активность стала беспрецедентной за все время независимости. Так, после вынесения проекта поправок в Основной закон на всенародное обсуждение ежедневно в адрес Конституционной комиссии стало поступать до десяти тысяч предложений! В этой связи глава государства отметил, что важнейшая цель массового обсуждения состоит в том, чтобы каждый гражданин мог сказать: "Это - моя Конституция!"
По замыслу власти, обновленная Конституция должна стать "надежным гарантом реализации долгосрочных стратегий развития Узбекистана, процветания жизни страны и народа".
- Суть и содержание Конституции должны быть наполнены идеей "во имя чести и достоинства человека" и базироваться на главном принципе наших нынешних реформ "человек - общество - государство", которые призваны стать основополагающей ценностью в нашей повседневной жизни. То есть честь и достоинство человека отныне должны стоять во главе угла преобразований во всех сферах, - сказал Шавкат Мирзиёев на одном из последних заседаний Конституционной комиссии.
Великий поэт и мыслитель Алишер Навои в свое время писал, что справедливое решение волнующих человека проблем, уважение его чести и достоинства служат залогом счастья народа и процветания страны. Можно сказать, что эта максима получает сегодня в Узбекистане конкретное наполнение, что человек становится не средством, а главным смыслом и целью существования государства и общества, наивысшей ценностью.
Возвышение на деле, а не на словах чести и достоинства человека - конституционный долг и приоритетная задача органов государственной власти. По предложению главы государства была включена в проект Конституции статья о запрете смертной казни, ибо право на жизнь - имманентное право каждого человека. И это является зримым доказательством приверженности узбекистанской власти идеалам гуманизма.
Наряду с этим отмечена необходимость четко прописать в Основном законе, что судимость лица и вытекающие из нее правовые последствия не могут быть основанием для ограничения прав его родственников. Одновременно затронуты вопросы укрепления конституционных основ гуманного обращения с лицами, лишенными свободы.
Еще один вопрос, который многие годы волновал узбекского руководителя - это пресловутая "прописка". Тут следует пояснить, что для посещения Ташкента граждане Узбекистана, проживающие в провинции, подвергались строгому досмотру документов. У них должно быть основание и временная регистрация, чтобы погостить в столице. У проживающих длительное время в Ташкенте должна быть "прописка". Коллизия заключалась в действующей Конституции, в которой далеко не полностью раскрыты нормы, касающиеся свободного передвижения граждан. А ведь такое положение вещей совершенно не характерно ни для одной страны, стремящейся развиваться по демократическому пути. В настоящее время всякого рода препоны устранены, но нормы должны быть закреплены на законодательном уровне.
В обновленной Конституции важное место займет положение о том, что Узбекистан является социальным государством, в котором создаются достойные условия жизни для всех и для каждого, в котором гражданин не должен оставаться один на один со своими проблемами. Отсюда вытекает предложение отразить в Основном законе обязанности государства по обеспечению граждан жильем, укреплению экономических и духовных основ семьи, созданию всех условий для обеспечения интересов и полноценного развития детей, поддержке лиц с ограниченными возможностями, охране здоровья человека и окружающей среды.
При этом подобный подход, считает президент, должен распространяться на всех соотечественников вне зависимости от того, проживают ли они на территории страны или в тот или иной период времени находятся за ее пределами.
Важнейшее направление в пакете конституционных реформ относится к проблематике развития свободного и справедливого гражданского общества. Организационно это будет основано на укреплении института "махалли" - так называется традиционный орган местного самоуправления. Именно махалля позволяет узбекистанскому народу на протяжении веков бережно сохранять добрые национальные традиции, духовность, воспитывать молодые поколения в духе дружбы и добрососедства, гуманизма и толерантности. Без преувеличения можно сказать, что эта форма местного самоуправления является надежным, проверенным временем мостом между государством и его гражданами.
Поэтому в Конституции должно быть четко прописано определение статуса махалли и обязанностей государственных органов в процессе взаимодействия с ней. При этом будет указано, что махалля не является частью системы органов государственной власти, может самостоятельно решать вопросы локального значения на местах, получать поддержку от государства в этих целях.
Еще одно направление - совершенствование государственного управления, укрепление народовластия. По словам президента, цель - построить подлинно народное государство. Это означает, что государство, его органы и должностные лица работают во имя народа, служат народу. А для этого над государственной властью будет установлен общественный контроль.
В этой связи совершенно логично выглядит предложение Мирзиёева ввести в Конституцию норму относительно механизма внесения законодательных предложений. Благодаря этому граждане получат право инициировать законы. Согласно этому положению, группа из не менее 100 тысяч граждан сможет вносит свои законодательные предложения в Законодательную палату Олий Мажлиса (парламента страны). А также предусматривается расширение полномочий правительства и определение ответственности кабмина и областных властей по вопросам экологии, молодежи, поддержки семьи, социальной защиты лиц с инвалидностью, развития общественного транспорта, создания условий для отдыха населения, поддержки институтов гражданского общества.
В обновленном Основном законе немалое место будет уделено инструментам совершенствования концептуально-правовой базы внешней политики. Сегодня, в свете происходящих в мире кардинальных перемен, важность этого невозможно переоценить.
Предложения, обобщенные Конституционной комиссией, будут переданы в нижнюю палату парламента, которая и подготовит проект обновляемой Конституции. Согласно действующему законодательству, парламент имеет полномочие самостоятельно вносить изменения в Конституцию. Однако по предложению главы государства проект Конституции будет вынесен на референдум. "Если мы осуществим конституционную реформу на основе мнений и поддержки наших граждан, посредством референдума, то, убежден, она станет подлинным выражением воли нашего народа - Конституция Республики Узбекистан будет поистине народной", - заявил Шавкат Мирзиёев.
Беспрецедентная активность граждан, стремящихся внести свои предложения и поправки в проект реформируемого Основного закона, является лучшим показателем того, что слова президента легли на благодатную почву.