Маркетплейс Wildberries становится каналом сбыта контрафактной продукции, о чем свидетельствуют обращения покупателей и ассоциаций. При этом в самой компании готовы бороться с такими продавцами, заявил заместитель директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Владислав Заславский.
По его словам, на маркетплейсе были зафиксированы случаи продажи рецептурных лекарств, БАДов и контрафактной обуви. Но в беседе с ведомством компания заявила, что готова создать автоматическую систему для пресечения выхода контрафакта и фальсификата на площадку, а также проводить мониторинг продукции.
В Российском союзе кожевников и обувщиков (РСКО) "РГ" рассказали, что неоднократно поднимали вопрос о "сложности работы с маркетлейсом Wildberries". Там даже проводили эксперимент: сотрудник союза закупил шесть пар обуви от разных ИП, и все они оказались без кодов маркировки, которая в России обязательна и является инструментом борьбы с контрафактом. Маркетплейс объявил себя вне оборота маркированных товаров и устранился от выполнения правил маркировки, хотя другие интернет-площадки их соблюдают, говорит генеральный директор РСКО Александра Андрунакиевич. В этой ситуации производители обуви не могут выполнить правила маркировки, так как у них нет своевременной и достоверной информации о продаже товаров, и таким образом могут понести наказание, поясняет она.
В Wildberries между тем уверены, что информация о продаже на площадке контрафакта не соответствует действительности. В компании заверили, что у них давно отлажена модель работы с брендами, некачественная продукция отсеивается. У Wildberries прямые контракты с крупнейшими российскими и международными производителями, а также представлены товары от российского малого бизнеса. Кроме того, сейчас компания разрабатывает автоматизированную систему выявления контрафакта на основе искусственного интеллекта, которая позволит повысить эффективность этой работы. При выявлении любых нарушений Wildberries применяет санкции - от блокировки товара до полной блокировки продавца.
В Ozon также заверили, что у них запрещена продажа контрафактной и фальсифицированной продукции. При выявлении таких товаров компания блокирует их карточки и скрывает от покупателей. Ozon применяет специальный алгоритм машинного поиска, который "способен анализировать уже заблокированные товары, сравнивать их по ключевым характеристикам и передавать подозрительные товары на ручную проверку команде контроля качества". Сейчас таким образом каждый месяц проверяется более 15 тысяч обращений партнеров и покупателей. Доля блокировок неоригинальных товаров на маркетплейсе не увеличивается, в то время как ассортимент кратно прирастает.
По подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля контрафактной продукции на площадках может составлять 0,1% от всех предложений. Но с учетом того, что товаров на маркетплейсах может быть от 30 до 300 млн, то речь идет о существенном, но не о внушительном объеме поддельной продукции, считает президент АКИТ Артем Соколов.
Площадки предпринимают колоссальные усилия по фильтрации товаров и селлеров - пре- и постмодерация размещенных товаров вручную, более активное внедрение искусственного интеллекта. Работают и контроль со стороны государства, площадки быстро реагируют на такие запросы и снимают всю запрещенную продукцию. Однако продавцы все равно находят способы обходить фильтры площадок, и контрафактный товар появляется на витрине, признает Соколов.
Даже в США, где для борьбы с контрафактом написано много законов и для нарушителей предусмотрены внушительные тюремные сроки, есть торговые центры, где сумки Louis Vuitton продаются по 20 долларов, говорит председатель Совета по развитию электронной торговли Торгово-промышленной палаты Алексей Федоров. Никакого гигантского потока контрафакта в России нет. Не может способствовать увеличению контрафакта и механизм параллельного импорта, ведь с помощью него разрешен ввоз не контрафакта, а оригинального товара, подчеркивает эксперт. Более того, поскольку импорта сейчас в стране стало меньше, пропорционально меньше стало в стране и контрафакта.
Соколов напоминает, что покупатель имеет право запросить разрешительные документы и сертификаты на товар, и продавец обязан их предоставить. Сейчас можно проверить их подлинность: у площадок есть доступ к сведениям из реестров о сертификатах и декларациях соответствия. Должна принести свои результаты и система маркировки товаров - в ближайшее время маркетплейсы станут участниками оборота.