Топ-5 популярных категорий товаров выглядит так: цифровая и бытовая техника - 21,5% доли продаж в общем объеме покупок, мебель и товары для дома - 16,9%, продукты питания составили 14,3%, одежда и обувь - 13,7%.
Пятерку замыкают товары для красоты и здоровья - 7,6%. При этом стоит отметить, что раньше одежда и обувь были выше продуктов питания в рейтинге.
"Связаны такие изменения прежде всего с мартовскими событиями на рынке, когда покупатели массово запасались продуктами впрок, и в то же время наблюдалось точеное сужение ассортимента в ряде других категорий, включая одежду и обувь. На этот же период пришелся и заметный рост цен - сказался повышенный спрос на ряд товаров и волатильность курсов валют", - объясняет президент АКИТ Артем Соколов.
Часть покупок россияне совершают на маркетплейсах - виртуальных площадках, где встречаются много продавцов и покупателей: первым дают возможность организовать продажи, а вторым - выбирать из множества нужный товар по приемлемой для них цене.
В пресс-службе Ozon рассказали, что в топ-5 категорий, которые продают продавцы на маркетплейсе, в январе-марте этого года вошли товары для дома, одежда, электроника, товары для красоты и здоровья, товары для детей. Спрос в это время быстрее всего рос на продукты, одежду, товары для строительства и ремонта, авто- и зоотовары.
"Россияне привыкли покупать на мультикатегорийных площадках все - от продуктов питания и товаров повседневного спроса до крупной бытовой техники и мебели", - отметили в компании.
В Wildberries на запрос "РГ" не ответили.
Сами маркетплейсы не могут регулировать цены - исключение составляют их собственные товары. Продавцы же на таких площадках определяют и цены, и каналы продвижения, и схемы доставки продукции.
Сейчас, по словам Артема Соколова, среда интернет-торговли особо конкурентна. "Число товарных предложений на маркетплейсах - от 30 миллионов до 300 миллионов позиций. Только с начала года их число увеличилось в среднем на треть. То есть один и тот же товар могут предлагать несколько продавцов, их может быть не один десяток, и рассчитывать на то, что твой продукт уйдет по любой цене, по меньшей мере странно: покупатель однозначно выберет предложение по наиболее привлекательной для себя стоимости", - пояснил президент АКИТ.
В пресс-службе Ozon пояснили, что за ценообразование отвечают продавцы этой площадки. Также они самостоятельно принимают решение об участии в акциях и распродажах.
"Тем не менее мы следим за индексом цен по всему рынку и при значительном отклонении просим продавца прекратить завышать цены", - говорится в ответе компании.
В марте Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры заблокировал Instagram и Facebook (принадлежат экстремистской организации Meta и запрещены в РФ). Через эти соцсети некоторые предприниматели вели продажи. Кроме того, часть брендов ушли с российского рынка или приостановили свою деятельность, закрыли розничные офлайн-магазины. Маркетплейсы стали альтернативой.
"Площадки отмечают увеличение числа активных продавцов с начала года в 2,5 - 3,5 раза. Наибольший приток произошел в марте-апреле, а также мае. <…> Общее число продавцов, которые сегодня размещают свои предложения на маркетплейсах - приближается к 800 тысячам (на начало года было около 700 тысяч)", - говорит Артем Соколов.