Как сделать квитанции за ЖКУ понятными для плательщиков

Только каждый третий плательщик разбирается в квитанциях за ЖКУ - выяснили в компании-разработчике ИТ-платформ "Домиленд". Согласно данным опроса, две трети респондентов вообще не понимают, как формируется сумма платежей за коммунальные услуги. Хуже того - 27 процентов опрошенных даже не пытаются вникнуть в этот вопрос и включают автоплатеж.
МФЦ могут взять на себя обучение основам финансовой грамотности.
МФЦ могут взять на себя обучение основам финансовой грамотности. / Алексей Куденко/РИА Новости

По мнению экспертов, если не брать в расчет ситуацию, когда людям попросту не хватает средств для оплаты счетов, то причин для неоплаты квитанций не так много.

- Во-первых, это жильцы, не особо следящие за оплатой таких услуг. Они не особо вникают в размер начислений, порой забывают оплатить счета, а некоторые вообще делают это лишь раз в год, - поясняет Елена Мищенко, руководитель департамента городской недвижимости "НДВ Супермаркет Недвижимости".

Не менее частой является ситуация, когда люди по незнанию или по рассеянности пропускают хотя бы один платеж, их долг растет, а они даже не подозревают об этом, дополняет эксперт.

Такую небрежность к платежам в Минстрое, например, объясняют низкой культурой потребления ресурсов, которая начала складываться не вчера.

- В советское время вопросами ЖКХ занималось государство, жители не вникали в содержание квитанций. После приватизации, с появлением частной собственности у жильцов возникли не только права, но и обязанности, а плата за ЖКХ по-прежнему воспринималась как налог или сбор. Собственники получали любые услуги в любом объеме вне зависимости от размера платы за них, управляющие организации выполняли работы, но не получали оплату в полном объеме, власти разбирались с постоянным потоком жалоб и обращений жителей, считающих себя недополучившими услуги, - поясняет Дмитрий Стригуненко, генеральный директор ООО "Инноватика".

Сегодня ситуация изменилась. Несмотря на приведенную статистику, большинство людей хотят разобраться в вопросе своих затрат и понять принцип начисления. Ведь никто не хочет переплачивать. Просто не все знают, с чего начать, уверяет Алена Талаш, управляющий партнер компании "РосКо".

Выход из ситуации для ресурсников - начать просветительскую работу. Конечно, вместе с повышением качества услуг.

- Нужно регулярно улучшать качество цифровых услуг, быть простыми и удобными для клиентов с точки зрения сервисов и открытыми для обратной связи, а также быть максимально прозрачными в расчетах. Это позволяет нам обеспечивать достаточно высокий уровень собираемости в целом по группе - около 98 процентов, - делится опытом Александр Запруднов, коммерческий директор ГК "Росводоканал".

Впрочем, информирование - не самая сильная сторона ресурсных организаций, хотя именно от него зависит собираемость платежей. Потребители же часто говорят о том, что поставщики ресурсов словно специально не хотят искать общего языка с плательщиками и именно это непонимание приводит к росту неплатежей.

Биллинговые центры, которые выставляют платежки, должны нести реальную материальную ответственность за их качество

- Нужно информировать население о порядке расчетов за ЖКУ, способах отказа от отдельных услуг или изменениях параметров по отдельным услугам. Информирование может быть расширено на квитанциях, в личных кабинетах на "Госуслугах" или личных кабинетах отдельных поставщиков газа и электроэнергии, а также в памятках в МФЦ. Необходимо улучшить подготовку сотрудников МФЦ, которые иногда не в состоянии проконсультировать по параметрам оплаты, и улучшить взаимодействие МФЦ с управляющей компанией, - уверяет Мария Байнова, завкафедрой государственного и муниципального управления университета "Синергия".

Еще один способ решить проблему долгов - увеличить ответственность ресурсников за выставляемые счета.

- Биллинговые центры, которые выставляют платежки, должны нести реальную материальную ответственность за их качество, тогда задача сверки переданных и отраженных в платежке показаний очень скоро станет неактуальной, - предлагает Глеб Гилинский, глава ассоциации "Управленческие кадры городского хозяйства".

Причем не только сами суммы должны быть понятны, но и форма подсчета и оформления платежных документов не должна допускать разночтений.

- Зачастую платежные документы, выставляемые собственникам, не содержат четкого разграничения между образом расчета, расчета по среднему потреблению и реального расчета, который должен произвести гражданин. Отсутствие четкого выделения основного элемента платежного документа приводит к ошибочным недоплатам либо излишним оплатам. Появившаяся относительно недавно новая форма платежных документов за потребленную электроэнергию, содержащая "рекомендованный платеж", также негативно сказывается на фактической оплате, поскольку, по сути, вводит гражданина в заблуждение относительно исполнения им своей обязанности, - удивляется Елена Короткевич, руководитель юридической компании "ПРОЮРИСТ".

Эксперты уверены, что, в частности, должен быть разработан единый сервис для всех компаний из сферы коммунальных услуг, например, на базе портала "Госуслуги".

Кстати

Как сэкономить на ЖКУ?

Своими секретами делится Алена Талаш, управляющий партнер компании "РосКо":

Чтобы сохранить до четверти расходов, которые тратит семья на коммунальные платежи, достаточно начать экономить воду, электричество и газ.

Для разумного расходования воды нужно:

установить счетчик ГВС и ХВС;

починить протекающие трубы и краны;

плотно закрывать краны;

использовать рычаговые смесители вместо двухвентильных;

проверить унитаз на предмет протечек и использовать бачок с двумя режимами слива;

мыть посуду не под проточной водой, а в тазике или раковине, после чего - споласкивать (иногда имеет смысл приобрести посудомоечную машинку).

Что касается газа, то нужно установить счетчик в специализированной компании, не расходовать ресурсы впустую, правильно регулировать котел (при его наличии). При газовом отоплении квартиры рекомендуется использовать эконометры или экономайзеры.

Для экономии электроэнергии стоит поменять проводку, приобретать бытовые приборы с классами энергопотребления A и A+, использовать энергосберегающие лампочки (LED) и датчики света.

Цифра

1,5 триллиона рублей достигли долги за ЖКУ еще в прошлом году, половина этой суммы приходится на промышленные предприятия.