Реставратор познакомил нижегородцев с секретами плотницкого ремесла

Во дворе Дома архитектора остро пахнет сосновой смолой. На расчищенной площадке стоит конструкция из бревен, напоминающая сильно увеличенную городошную фигуру. Например, "колодец" без вертикальной рюхи. Рядом лежат несколько топоров и других инструментов, на первый взгляд городского жителя незнакомых. Сейчас здесь начнется мастер-класс "Традиционные плотницкие приемы" от реставратора Александра Попова.

Мастер-классы - часть интерактивной выставки "Инструментарий русского зодчего". Этот проект реализуется при поддержке общероссийской общественно-государственной организации "Российский фонд культуры". В фокусе всех мероприятий - пропаганда и демонстрация по-настоящему профессионального подхода к реставрации памятника деревянного зодчества.

За пятьдесят лет работы в реставрационном поле Александр Попов отреставрировал более сотни деревянных строений многовекового возраста, собрал несколько тысяч инструментов из плотницкой и столярной практики, изучил множество старинных приемов работы с ними, и они радикально отличаются от современных. Вот эти-то инструменты - топор, скобель, черта, конопатка - и эти приемы Александр Попов демонстрирует всем желающим. Как он сам говорит, чтобы показать, как это "вкусно" - работать с деревом. К слову, все инструменты, которыми предстоит орудовать ученикам, из коллекции реставратора.

Демонстрационная конструкция, похожая на "городки", - это венец деревянного сруба. Все показанные приемы используются при возведении деревянной постройки: окорение (очистка от коры сосновых бревен), вырубка пазов в бревнах, продольные разрезы их на половинки (так раньше - до появления двуручных пил - изготавливали доски), рубка в чашу. Чаша - выемка в бревне по намеченному контуру, в нее укладывается бревно в срубе или лаги для пола. Что нам стоит дом построить? Взять топор и начать рубить.

- Нет, это не просто топор, - уточняет мастер. - Это колунообразный топор, реплика инструмента XVIII-XIX веков.

Вырубая чашу топором, опытный плотник с одинаковой силой и точностью работает и с правой, и с левой руки. Когда топор передают любителям, удары становятся заметно реже.

- Немного поработав этим топором, погружаешься в труд того времени, - делится впечатлениями Дмитрий, в обычной жизни видеограф, - тяжелый, интересный и качественный труд. Чаша за чашей - и в итоге есть где жить.

Дамы взялись за скобель, чтобы обдирать бревна диаметром по тридцать-сорок сантиметров. Открывается белая древесина, расписанная короедом. Следы жука тоже счищают. Сколько им лет, этим бревнам?

- А ты посчитай по кольцам, - напоминают старшие товарищи нехитрый способ определения возраста дерева.

Насчитала полвека. Перед тем как уложить бревно в сруб, важно определить, где у него "горб". Прямых бревен не бывает, и в срубе бревно должно лежать горбом вверх, иначе в изгибе в дождь будет собираться вода и стекать внутрь.

- Кто еще?

- Я!

Сперва нужно правильно сесть на нужном расстоянии от будущей чаши и подобрать ноги для безопасности. Сноровка в ремесле важна с самого первого шага. Сесть у меня получается с третьего раза, удачно ударить топором - где-то с пятидесятого.

- Я за контур зашла! - огорченно докладываю мастеру.

- Ничего, небольшая косина - двойная басина! - балагурит Александр Владимирович.

Этих поговорок он знает, наверное, не меньше, чем приемов. Щепки разлетаются метра на три, мягко приземляясь на лица и волосы.

- Искать, дерзать, мечтать без устали, когда вся в стружках мастерская, - неожиданно начинает декламировать одна из участниц мастер-класса. Что привлекает женщину на урок по вполне мужскому ремеслу?

- Мне интересно, как раньше делали дома, - отвечает Татьяна, зашедшая на мастер-класс после лекции, которую читает реставратор.

Все, что происходит на площадке, фиксирует на камеру Алексей Давыдов, начальник отдела историко-культурных исследований научно-исследовательского предприятия (НИП) "Этнос".

- Чем, на ваш взгляд, ценен мастер-класс, Алексей Иванович?

- Прежде всего он привлекает внимание к тем проблемам, которые стоят в вопросах сохранения деревянного зодчества и научной реставрации объектов культурного наследия (ОКН), - отвечает он. - То, что сделали в городе к 800-летию, не является научной реставрацией - это была гонка к юбилею. Что хуже, в ходе проведения этих поспешных работ были уничтожены подлинные элементы, которые свидетельствовали об искусстве строительства, подлинность во многом была утрачена. То, что происходит сейчас, я считаю важнейшим моментом этого лета с точки зрения сохранения объектов деревянного зодчества. Александр Владимирович Попов стремится донести тонкости научной реставрации до понимания широкой общественности.

Двенадцатилетнему Грише топор по большому счету не в новинку: в огороде он заостряет колышки под фасоль. На мастер-класс пришел с родителями.

- Прикосновение к мастерству - это определенное таинство, это же древнее искусство, рожденное вместе с народом. Хотя для мастеров это была определенная обыденность. И мы живем благодаря их обыденности, - рассуждает отец мальчика историк Сергей Петряев.

- Сейчас очень мало кто владеет знаниями о технологии, не то что самой технологией, - комментирует интерес к мастер-классу Игорь Петров, представитель управления государственной охраны ОКН Нижегородской области. - Здесь можно услышать очень много познавательных вещей, узнать много тонкостей и познакомиться с новыми терминами. Например, инструмент, обдирающий кору, мы раньше называли шкуродер или кородер. Теперь знаю, что он называется скобель. Возможно, те, кто сейчас пробует себя в новом ремесле, придут волонтерами на такого рода работы на исторических объектах. Правильная ручная работа по сохранению объектов деревянного зодчества еще более важна - благодаря ей сохраняется подлинность (или аутентичность) объектов при реставрационных работах. Поэтому я считаю очень важными и эти мастер-классы, и лекции, которые проходили в Доме архитектора. На лекциях детально, пошагово рассказывали о технологиях реставрации различных объектов деревянного зодчества, поскольку для каждого объекта требуется свой подход.

А как у соседей?

В поселке Мурыгино (Юрьянский район Кировской области) местные мастера реставрируют деревянную усадьбу купца Масягина, которую, разобрав по бревнышку, перевезли сюда из Замоскворечья. Почему именно на Вятку? По словам столичных экспертов, именно там работают одни из лучших в России мастеров, владеющих технологией реставрации дерева. А еще в кировских лесах растет древесина, использованная при первой постройке усадьбы.

Каждое из бревен вятские реставраторы не раз проверяют: не гнилое ли изнутри. Те, что можно сохранить, оставляют - пусть им и за 200 лет. Если же реанимировать нельзя, воссоздают по историческим аналогам. Затем всю древесину обрабатывают антисептиком, чтобы могла противостоять вредителям и грибкам. Дальше бревна подгоняют друг к другу и складывают, как конструктор, - сначала с помощью крана, затем выравнивают вручную.

Кстати

В Нижегородской области сегодня насчитывается 189 объектов деревянного зодчества, обладающих художественной ценностью. Это крестьянские и купеческие дома и загородные усадьбы, объекты религиозного назначения, все здания и постройки музея на Щелоковском хуторе, в которых проявилось мастерство русских плотников.