А, следовательно, большая часть торговых центров, введенных в последнее десятилетие, еще не окупили затрат инвесторов. Но и продать торговую недвижимость сегодня, во-первых, невыгодно, а во-вторых, по большому счету - некому.
Поэтому, думаю, владельцы ТЦ будут искать выход из данной ситуации в нескольких направлениях. В столицах и городах-миллионниках будут предприниматься попытки заместить ушедшие бренды турецкими и азиатскими производителями. Процесс это не быстрый, итоги замещения будут ясны ближе к концу года.
Второе направление работы - в привлечении малого бизнеса в качестве арендаторов, причем не только торгового бизнеса, но и из сферы услуг. Безусловно, это вынудит владельцев снижать арендные ставки. Поэтому можно говорить о снижении рентабельности, поскольку операционные расходы и налоговая нагрузка при этом сохраняются.
Впрочем, представители отрасли видят проблему шире: они вышли в правительство РФ с предложением о поддержке отечественных производителей и помощи в организации логистики.
Поскольку по месторасположению и планировке торговый центр сложно перепрофилировать, то, думаю, таких проектов, изменяющих их назначение, в ближайшее время мы не увидим. Как не увидим слияний и поглощений, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.
Мне кажется, что большинство современных ТЦ в конце концов приспособятся к сложившейся ситуации, но надолго перестанут быть высокорентабельным объектом инвестиций.
Еще сложнее обстоит дело с кинотеатрами, чья выручка во многом формировалась прокатом зарубежных фильмов.Поскольку этот рынок отличается высокой концентрацией, то решение о прекращении деятельности даже двух-трех крупных игроков серьезно скажется на всей прокатной индустрии.
Перепрофилировать кинотеатр, по сути, невозможно. По крайней мере, ни один из ранее построенных по советским проектам не был приспособлен под иные цели: в Москве, например, до сих пор есть закрытые кинотеатры 70-х годов постройки. А с января по июнь динамика закрытия кинотеатров стала рекордной за все время наблюдения, обойдя по показателям пандемийный 2020 год. В городах-миллионниках процент закрытий кинозалов выше, чем в небольших городах, по понятным причинам. Единственный кинотеатр в небольшом городе можно использовать для проведения различных общественных мероприятий. Поэтому владельцам столичных мультиплексов предстоит найти некие креативные решения - или законсервировать объекты.
Впрочем, там, где мультиплексы располагались внутри торговых центров, можно допустить реконструкцию площадей. Но только при условии предложений от потенциальных арендаторов, с которыми сегодня тоже есть проблемы.