В Удмуртии отреставрируют "Казнь Ермака"- самую большую картину республики

Для музея Сарапула (Удмуртия) отреставрируют "Казнь Ермака" - одну из малоизвестных и самых больших картин петербуржского живописца Павла Сведомского. Из-за своих выдающихся размеров, полотно выставлялось только раз и почти сто лет провело в хранилище.
пресс-служба министерства культуры Удмуртии

Решение, которого музейщики ждали больше десяти лет, приняли в Академии художеств России. Самая большая и одна из самых загадочных - так говорит об этой картине директор Сарапульского музея-заповедника Сабина Креклина. Ведь как на самом деле выглядит эта работа, до нынешнего лета не знали даже сотрудники музея. Последнюю незаконченную работу петербургского художника Павла Сведомского подарил Сарапулу в начале ХХ века брат мастера - имение семьи находилось неподалеку.

С тех пор картина находилась в свернутом виде - холст был намотан на специальный вал. И разворачивалась лишь однажды.

- "Казнь Ермака" - ценность огромная в прямом смысле: ширина полотна - четыре метра, высота - шесть, - поясняет Сабина Креклина. - Конечно, получить картину в дар было почетно, но и очень хлопотно - помещений для показа полотна в городе просто не было.

По словам Креклиной, в середине прошлого века картину пытались показать людям, но организаторы выставки не угадали с размерами зала - полотно просто загнули, чем вызвали гнев посетителей и ценителей искусства. "Казнь" снова спрятали в фонды.

Тот самый снимок художника Павла Сведомского на фоне его картины. Фото: Сарапульский музей-заповедник

- Развернуть картину мы могли только в присутствии реставраторов. И на то, чтобы устроить их визит в наш музей, ушло почти десять лет, - поясняет Креклина. - Мы даже не знали, что увидим - в нашем распоряжении была лишь старая дореволюционная фотография. А на ней - картина и ее автор.

"Казнь Ермака" в разных источниках имеет разные названия: например, "Ермак" или "Труп Ермака, расстреливаемый татарами". Они писались в тот самом имении рядом с Сарапулом, где была мастерская. Большую часть жизни Павел Сведомский проводил в Риме, но, возвращаясь на родину, работал исключительно на русские темы. Однажды услышанные предания о Ермаке и его трагической гибели и заставили художника взяться за создание полотна. Сохранилась легенда, что тело покорителя Сибири, утонувшего в Иртыше при нападении татарских отрядов, было найдено. И враги решили казнить уже мертвого Ермака.

- Сюжет картины - пленник, привязанный к дереву и расстреливаемый толпой детей под руководством старших. Судя по деревянным идолам, там и сям разбросанным среди пейзажа, действие происходит, быть может, в доисторическое время. Нижняя часть картины наименее отделана и частью набросана, - пояснили специалисты.

К приезду экспертов Академии искусств России в музее подготовились основательно - для картины освободили самый большой зал, сделали специальную основу на полу, где и разместили полотно. Оказалось, что огромный ковер находится в неплохом состоянии, хотя необходимо укрепление некоторых фрагментов.

Досье "РГ"

Павел Александрович Сведомский (19 июня 1849, Санкт-Петербург - 9 сентября 1904, Давос) - русский художник-академист, мастер исторического жанра. Он отвергал новейшие течения в изобразительном искусстве, массово возникшие в конце XIX века. Большинство его работ посвящено античным мифологическим сюжетам. Сведомского знали и ценили за рубежом, на родине ругали за некую приторность, отмечая при этом бесспорное мастерство. Работы Сведомского хранятся в музеях России и других стран.