Министр рассказал, что ведомство планирует помогать участникам и победителям международных олимпиад в учебе и устройстве на работу.
- Мы выстроим для этого систему сопровождения, чтобы вопросы, которые будут возникать на протяжении обучения в вузе или при трудоустройстве, мы могли бы решать максимально эффективно, - заявил Кравцов. - Будем на связи с каждым из ребят.
Не только министр, но и ректор МГУ Виктор Садовничий, и президент РАН Александр Сергеев, которые тоже участвовали во встрече, пожелали ребятам выбрать путь ученых.
- У вас прекрасная база, которая позволит уверенно идти по жизни, - сказал Виктор Садовничий. - Будет много задач, будут трудности, будут времена, когда надо серьезно напрячься. Очень важно правильно выбрать научную школу и научных руководителей - они вам станут вторыми родителями. Ваши таланты и предыдущие успехи станут частью пути, который обязан пройти каждый настоящий ученый.
Александр Сергеев отметил важность побед ребят не только для них самих, но и для страны в целом.
- Вы очень нужны в университетах, ведь технологии базируются на науке. Мы вас ждем, и чем скорее вы придете, тем будет лучше, - отметил Сергеев. - Чтобы стать хорошим ученым, нужно долго и трудно учиться. И здесь надо проявить стойкость. Помните, что результат окупится.
Но не только взрослые давали советы молодому поколению. Сергей Кравцов спросил ребят, что бы они поменяли в школьном образовании, чего им не хватало во время учебы. И получил очень честные и подробные ответы.
Выяснилось, что в школе сегодня очень мало практики.
- Часто об экспериментах дети узнают только на словах, но не понимают, как они делаются, не осязают, - поделился Семен Шмаков, член сборной по биологии. - Без практики невозможно выстроить целостное понимание о мире вокруг. Очень важно показать, как теория применяется в практике.
А еще, оказывается, школьная программа далека от того, что сегодня происходит в науке. По мнению Вадима Ерина, члена сборной по физике, от этого дети часто думают, что наука - это неинтересно.
Все олимпиадники уверены: сегодня важно показывать, как науки "перетекают" друг в друга, какие открытия происходят на стыке разных областей знаний. То, что сегодня называют междисциплинарностью.
А вот юный биолог Назим Мустафин раскритиковал школьные учебники и в целом программу по биологии.
- Материал на уровне 50-60 годов прошлого века, новые данные игнорируются. Неудивительно, что школьники приходят в вуз и слышат "забудьте, чему вас учили", - откровенно высказался Назим.
Даниил Рынкевич, золотой медалист по физике, признался: ему, "технарю", в школе очень не хватало уроков "общения с людьми".
- Было бы отлично, если бы в школе появились уроки по культуре дебатов, чтобы нас учили аргументировать и формулировать свое мнение, - пояснил Даниил. - Это сегодня в тренде
Министр все замечания принял и со многим согласился.
- Безусловно, важно, чтобы в школе были практические занятия, - сказал Кравцов. - И в рамках нацпроектов мы делаем все для того, чтобы в школах открывались кабинеты для практики и лаборатории, поставляем оборудование. А уже с нового учебного года в школах заработают обновленные программы, где будут учтены все актуальные научные открытия.
В России сделают все необходимое для дальнейшего участия российских школьников в международных олимпиадах. В ином случае соревнования будут проходить в дружественных странах, сообщил Сергей Кравцов. По его словам, уже есть договоренности о проведении школьных олимпиад в странах Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС.