Расскажите, как якутское кино перестало быть сугубо местным культурным явлением.
Сардана Саввина: Часто считают, что якутское кино - феномен, появившийся вдруг. Но за его успехами стоит упорная работа не одного поколения кинематографистов. В 1992 году указом президента Якутии была образована первая в республике кинокомпания "Сахафильм". У истоков этого решения стоит Алексей Романов - худрук компании, первый профессиональный кинорежиссер из саха. Решение это было дальновидным - созвучным желанию снимать свое кино о своих людях на родном языке. И сегодняшние 30-40-летние авторы выросли на тех первых фильмах.
Переход от пленочного кинематографа к цифровым технологиям облегчил съемки. Здесь совпало всё: режиссеры хотели снимать кино, кинозалы были готовы его показывать, зритель - смотреть. Желание зрителя видеть "свое кино" и стало стимулом для его роста.
Поэтому вы часто берете исполнителей "из народа"?
Сардана Саввина: Да, ищем фактурных героев на кастингах. Бывает, люди сами звонят с просьбой пригласить их на съемки. Бывают случаи, попадаются самородки. В фильме "Царь-птица", который получил Гран-при Московского фестиваля, снялся непрофессиональный актер Степан Петров, и он полюбился зрителям, высоко оценен критиками - человек стал звездой в 75 лет!
Как вы пробивались на фестивали?
Сардана Саввина: Когда я взялась за продвижение картин, то поначалу столкнулась со стеной скепсиса. Мол, якутское кино - самодеятельность, уровень недотягивает. Но постепенно мы стали разбираться в том, какие картины могут заинтересовать фестивали, как работают конкурсные программы. И вскоре картинами режиссеров Дмитрия Давыдова, Сергея Потапова, Михаила Лукачевского, Эдуарда Новикова, Любови Борисовой, Степана Бурнашева заинтересовались отборщики. Сегодня ситуация иная: многие фестивали рады видеть якутское кино в программах. Но ясно, что впереди еще много работы. Есть желание выйти на индустриальный уровень и на экраны не только региональных, но и российских кинотеатров. Пока якутское кино - фактор местного значения, хоть и собирает хорошую кассу. Есть опыт выхода в российский прокат, но сборы невелики.
Якутское кино непонятно российской аудитории?
Сардана Саввина: Да нет, понятно. Многие наши фильмы - например, "Надо мною солнце не садится" - тепло приняты за пределами региона. Но для них трудно найти дистрибьюторов. Вообще, знакомить российского зрителя с региональным кино нужно системно. Интерес к нему мог бы возникнуть, например, на Дальнем Востоке. Но для этого нужно вести планомерную работу, налаживать связи. Кое-что делается, например, Дни якутского кино: начали с Татарстана, затем Тыва, Санкт-Петербург, Москва. Нас хорошо знают во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге. Хотелось бы расширить географию показов. Региональному кино нужно протянуть руку помощи, и в первую очередь со стороны федеральных структур.
Какая нужна помощь?
Сардана Саввина: В первую очередь, финансирование и помощь с выходом в прокат. Якутское кино - свое, а это именно то, что требуется в наши дни. Делать свое, вдохновляться своими проблемами, радостями и горестями. Если есть кино в регионах, значит, есть люди, которые хотят развивать свой край. Мы мечтаем, чтобы у "Сахафильма" появился многофункциональный кинопавильон. Не хватает киноаппаратуры. В связи с санкциями стало еще труднее закупать профессиональное оборудование, а на кинотехнику у нас уже выстроилась целая очередь из местных ребят. Уверена: если мы усилим материально-техническую базу, то сможем оказывать помощь кинематографистам всего Дальнего Востока. У нас есть специалисты, и мы вполне способны делиться опытом с региональными коллегами. Допустим, в Хабаровске решили снять кино - мы могли бы отправить туда операторов, режиссеров, других специалистов для передачи опыта. Это дало бы толчок развитию региональной киноиндустрии. Думаю, за созданием таких кинокластеров - будущее. На Дальнем Востоке лидер кино - однозначно Якутия. К нам приезжали бы повышать квалификацию, мы бы ездили к соседям на съемки. Каждому региону не пришлось бы нести колоссальные расходы на закупку аппаратуры - мы бы делились друг с другом.
Несмотря на небольшое финансирование и слабую материально-техническую базу, в Якутии все же удается снимать отличное кино.
Сардана Саввина: В первую очередь благодаря энтузиазму и таланту кинематографистов. Все шло по плану: сначала мы обеспечили количество, со временем оно переросло в качество. Думаю, что у нас в целом очень талантливый народ, причем во всех областях. Ведь кино - не только средство самовыражения, но и способ самопознания. Республика Саха расположена далеко от российских центров, у нее есть своя специфика, свой колорит, свой уклад жизни - и мы хотим, чтобы обо всем этом узнал широкий зритель.