Снизит ли цены отмена НДС на социально значимые товары

Вопрос об отмене НДС на социально значимые товары в настоящее время рассматривают три федеральных министерства - минпромторг, минфин и минэкономразвития. Сама его постановка правомерна - необходимо преодолеть некоторые последствия от введения антироссийских финансовых и секторальных санкций. Санкционный режим нацелен в том числе на вытеснение наших производителей с традиционных рынков сбыта и ограничение им доступа к денежным ресурсам. В результате в краткосрочной перспективе прогнозируется спад российской экономики и уровень инфляции, превышающий прогнозные оценки ЦБ РФ.

Целью денежно-кредитной политики Центробанка является поддержание годовой инфляции вблизи четырех процентов. Однако в 2022 году достичь этого показателя не удастся. Новые негативные процессы накладываются на ситуацию, вызванную пандемией коронавируса.

Уже на стадии введения первого пакета санкций произошел аномальный рост цен на целый ряд социально значимых товаров. Только в апреле по сравнению с мартом он составил от восьми (на рис) до 34 (на картофель) процентов. Инфляция существенно снижает жизненный уровень тех слоев населения, в чьей структуре потребительских расходов значительную долю занимает покупка продуктов питания.

Перечень социально значимых товаров включает только 22 продовольственных наименования: например, некоторые виды мяса и курицу, рыбу, хлеб, молочные изделия, крупы, овощи. Рассматривая возможность отмены НДС, было бы правильно расширить перечень социально-значимых товаров, добавив медикаменты, средства гигиены, детские товары, базовые предметы обихода и утвари. За основу можно взять список из 25 непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденный Правительством РФ.

Вместе с тем отмена НДС по социально значимым продовольственным товарам (ставка сегодня - 10 процентов) не приведет к автоматическому снижению цен. Изменение налогов на потребление, как показывает опыт РФ, может вовсе не сопровождаться реакцией цены. Так, при снижении ставки НДС на два процентных пункта в 2004-м годовая инфляция составила 11,74 процента, или практически сохранилась на уровне предыдущего года. При обратном повышении ставки НДС в 2019 году инфляция, напротив, снизалась с 4,3 до трех процентов.

Перечень социально значимых товаров включает 22 продовольственных наименования

В целом влияние ставки НДС на цены исчерпывается на горизонте года. При этом сложно объективно рассчитать, в какой степени на ценах отразилось именно изменение налоговых ставок, а в какой степени - денежно-кредитная политика, тарифное регулирование, антимонопольная практика, инфляционные ожидания и тому подобные факторы.

При реализации предложения по отмене НДС с учетом объемов потребления социально значимых товаров населением можно ожидать существенные налоговые потери федерального бюджета.

Поэтому, как представляется, в итоге министерствами будет сделано консолидированное отрицательное заключение. Тем более что минфин обычно не предлагает снижение налоговых ставок.

Однако отмена НДС на социально значимые товары, подверженные максимальному инфляционному риску, является во многом мерой, направленной на сдерживание цен в среднесрочном периоде, и в этой связи своевременной и полезной.

Формами предоставления соответствующей налоговой льготы может быть либо расширение перечня операций, не подлежащих налогообложению, либо снижение налоговой ставки до нуля.

Конкретное применение той или иной формы требует объемного обоснования, поскольку в зависимости от ее выбора возникают разные ценовые, инвестиционные, налоговые последствия и риски.

При отнесении определенных операций к необлагаемым теряется право на налоговый вычет по НДС. Сумма входного налога отражается в стоимости приобретаемых товаров, увеличивая ее. То есть производитель социально значимого товара может столкнуться с подорожанием ряда позиций, формирующих себестоимость его продукции. И совсем не обязательно, что произойдет адекватное снижение рыночных цен: продавец попробует воспользоваться повышенным или ажиотажным спросом на свои товары и оставит прежние цены для сохранения нормы прибыли. Здесь необходимо дополнительное административное регулирование цен, в том числе ограничение розничных надбавок. Кроме того, для сохранения нормы прибыли и, соответственно, инвестиционного потенциала производителей, целесообразно отнести к не облагаемым НДС операциям реализацию тех продуктов, которые, не являясь социально значимыми, составляют основу готового товара. Условно говоря, не только хлеба, но и зерна, муки, дрожжей и прочих ингредиентов. Поскольку налоги на потребление действуют в определенной системе, то для сдерживания роста цены на конечный продукт необходим мораторий на рост акцизов на топливо, которое занимает большую долю в себестоимости продукции на всех технологических переделах.

Более перспективным представляется установление нулевой налоговой ставки. Плательщик получит право на возмещение входного налога из бюджета, что существенно повысит финансовую устойчивость бизнеса. Этот подход потребует дополнительных федеральных расходов, но траты пойдут на развитие отечественной экономики, а не будут заморожены в иностранных активах. Эффективность такого подхода может быть достигнута дополнительными ограничениями и условиями по использованию налоговой экономии. В том числе - запретом направлять ее на выплату дивидендов и требованием сохранения рабочих мест.