План развития Кисловодска до 2030 года пополнили 19 проектами

Почти два десятка новых проектов внесли в план комплексного развития Кисловодска до 2030 года. На курорте будут реконструировать спортивные объекты, строить поле для хоккея и легкой атлетики, а еще большой рока- рий - музей камней под открытым небом. Что может затормозить выполнение намеченного плана и будут ли решены насущные городские проблемы, выяснял корреспондент "РГ".
Новые проекты призваны разгрузить инфраструктуру Кисловодска. Но получится ли это на практике, покажет только время.
Новые проекты призваны разгрузить инфраструктуру Кисловодска. Но получится ли это на практике, покажет только время. / Григорий Сысоев/РИА Новости

Изменения в комплексный план развития Кисловодска внес своим распоряжением премьер-министр России Михаил Мишустин. На сайте кабмина опубликовали документ.

"Перечень пополнился 19 новыми проектами. В их числе строительство детского сада, реконструкция спортивной школы и студенческого лагеря, благоустройство спортивной зоны площадью 4,5 гектара, строительство открытого поля для хоккея и легкой атлетики, создание комплексных площадок экологического просвещения и познавательного туризма. Также в обновленный перечень вошли реконструкция дорожной инфраструктуры и благоустройство городского пространства", - говорится в сообщении правительства России.

Для нескольких проектов уже нашли финансирование, поэтому их в документе перенесли в раздел реализуемых. В частности, речь идет о строительстве многофункционального культурного центра на 1,2 тысячи мест, здания хореографической школы, бассейна на территории гимназии N 19, спортивного зала в школе N 7, а также нового корпуса на 52 места в санатории "Электроника".

Новые проекты относятся к сферам экологии и туризма - спортивного, познавательного и студенческого. Об этом корреспонденту рассказал глава Кисловодска Евгений Моисеев.

- Среди объектов - не имеющий аналогов в России Минералогический сад. На площади в два гектара расположится музей камней под открытым небом. Это будет масштабный рокарий на территории национального парка "Кисловодский", который, к слову, является самым большим в Европе рукотворным парком. Еще один важный и уникальный уже для региона СКФО проект - благоустройство студенческого лагеря "Горное эхо" как ресурсного центра активного студенческого туризма, - подчеркнул Моисеев.

Сам план комплексного развития города-курорта утвердили еще в 2016 году, но с тех пор он претерпел большие изменения. В нынешней версии документа 58 пунктов - строительство и реконструкция школ и детских садов, дорог и мостов, развитие инфраструктуры для активного отдыха и туризма, модернизация коммунальной инфраструктуры, благоустройство городского пространства, реставрация памятников культуры. Общая сумма федерального финансирования составит более 13 миллиардов рублей.

Хотя основные этапы выполнения плана четко прописаны, трудностей с воплощением задуманного много. К примеру, в Кисловодске сложный рельеф, а это сказывается на разработке большинства проектов. Об этом корреспонденту "РГ" рассказала директор Школы креативных индустрий СКФУ Алена Садыкова, которая участвовала в корректировке проекта реконструкции Старого озера в городе-курорте.

- Курортный парк имеет такой рельеф, который не позволяет обеспечить инфраструктуру для колясочников. Из-за этого трудно получить финансирование на строительство этих зон. То же самое можно сказать и о велодорожках и других объектах. Даже рассчитать стоимость материалов, которые по проекту будут необходимы для благоустройства, достаточно трудно, - отметила Алена Садыкова.

Несмотря на это, директор Школы креативных индустрий СКФУ считает, что местные власти сейчас быстро набираются опыта, а за выделенными федеральными средствами ведется контроль, поэтому, несмотря на сложности, проекты будут реализованы, если только от них не откажутся при следующей актуализации плана.

Опрошенные корреспондентом "РГ" урбанисты и экологи сходятся во мнении, что главной проблемой Кисловодска остается ухудшающаяся экология. Основными причинами называют плохую организацию движения транспорта и точечную застройку.

Город строился в начале XIX века, поэтому улицы сейчас некуда расширять. Автомобилей же на курорте с каждым годом все больше - дороги не вмещают личный транспорт местных жителей. Ситуация ухудшается, когда сюда приезжают туристы на своих авто. При этом работа светофоров не синхронизирована и не управляется интеллектуально.

По мнению урбанистов, нужно пересматривать генплан в пользу застройки периферии, вместо точечной совершенствовать транспортную систему Кисловодска и строить перехватывающие парковки на въездах. Все это вместе положительно скажется на экологии.

- Первая и основная проблема - возрастающая антропогенная и техногенная нагрузка, - говорит эколог Павел Мартиросов. - По идее, она должна составлять 600 человек на квадратный километр в обычном городе, на курорте - 400 человек. А у нас 2000 человек на квадратный километр, то есть в пять раз больше.

В городе зарегистрировано порядка 60 тысяч автомобилей, плюс 15-20 тысяч въезжают в выходные и праздники. Еще в середине нулевых в Кисловодске пытались разработать механизмы ограничения въезда на личных авто хотя бы в центральную часть города, были даже идеи пересаживать туристов на электрокары, но все они остались на бумаге.

- У нас невентилируемый город. На юге парк, оттуда веет горный воздух, но сам Кисловодск находится в ложбине между гор, вокруг хребты, а проходить насквозь ветру мешает высотная застройка. И как раз сильнее всего экология портится от транспорта - выбрасываются тяжелые металлы, углекислый газ. Все это сказывается и на минеральной воде, и на воздухе, а без этого город перестал быть курортным, он стал туристическим, а это разные вещи, - считает Мартиросов.

Так или иначе, в Кисловодске по данным переписи, живут около 125 тысяч человек, и они нуждаются в улучшении дорог, инфраструктуры, строительстве социальных объектов и благоустройстве, а именно на это нацелен план развития города до 2030 года. .

Тем временем

Ранее фонд ДОМ.РФ и Институт Генплана Москвы приступили к разработке мастер-плана агломерации Кавминвод. Документ будет содержать предложения о развитии КМВ на ближайшие 20 лет.

Специалисты детализируют проектные решения для Ессентуков, Пятигорска, Железноводска, создают их экономическую модель и дорожную карту проекта. В мастер-плане используют принципы Стандарта комплексного развития территорий, разработанного ДОМ.РФ. Завершить подготовку всех документов планируется до конца 2023 года.

В августе прошлого года губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным сообщил, что инвестиционные вложения в развитие курортной агломерации Кавказские Минеральные Воды за пять лет составили около 25 миллиардов рублей. Губернатор региона добавил, что на данный момент власти Ставрополья проводят работу над улучшением транспортной логистики между городами-курортами.

- Сегодня нужно уже переходить непосредственно к объединению: Кавказские Минеральные Воды - мощнейший проект - связать с Черноморским побережьем. Эта дорога сегодня оценивается в 91-97 миллиардов рублей, - подчеркнул глава края.