В списке рассмотренных инициатив строительство современного студенческого кампуса мирового уровня в Северном Арктическом университете, создание производства по синтезу монокристаллов алмаза, организация выпуска железобетонных изделий в Северодвинске.
А главной темой совещания, прошедшего с участием Алексея Чекункова в правительстве Архангельской области, стало развитие Архангельского транспортного узла:
- В новой экономической ситуации значение архангельского порта значительно возросло. Глубоководный район порта может стать ключевым элементом в инфраструктуре Северного морского пути, развитие которого сейчас - стратегическая задача, - сказал во время совещания губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
Отметим, что суммарная проектная мощность глубоководного порта составит 37,9 миллиона тонн в год, а его создание включено в стратегию развития АЗРФ до 2035 года. Но для реализации планов необходимо строительство железной дороги протяженностью 70 км и автомобильной - 50 км. В целом объем капитальных затрат по созданию архангельского хаба превысит 150 миллиардов рублей. А его значимость растет одновременно с увеличением количества коммерческих судов, портом приписки которых стал Архангельск: только в прошлом году здесь "прописались" 39 новых судов, в том числе ледового класса. Причем рост, скорее всего, продолжится, ведь архангельские предприятия могут производить судовые комплектующие, поставки которых ограничены:
- Машиностроение формирует сегодня 11,7 процента внутреннего регионального продукта региона. И эта доля может возрасти, - уверен глава Поморья. - Если раньше ремонт судов осуществлялся большей частью за рубежом, теперь эти работы выполняют отечественные верфи. Поэтому сейчас поддержка проектов по направлениям судостроения и судоремонта особенно актуальна.
Отметим, что флот судоходных компаний, работающих сегодня в акватории Архангельского порта, насчитывает 260 судов. Тем временем в судоремонте заняты 50 предприятий малого и среднего бизнеса. Но их недостаточно из-за резкого роста потребности в доковом ремонте: уже сегодня арктический флот выстраивается в Архангельске в очередь на него, а в ближайшие годы спрос вырастет более чем в два раза. На совещании отмечалось, что это потребует приобретения как минимум одного дока мощностью девять тысяч тонн. А в целом строительство новых доков требует государственной поддержки:
- Поморье несет глубокие традиции предпринимательства и созидания. Мы считаем, что сейчас крайне важный момент в истории Российской Федерации, чтобы эти традиции были усилены и возрождены. Речь не только о великих династиях, таких как Строгановы, но и о каждом русском человеке, который приходил сюда за так называемой мягкой рухлядью, выходил в море на старинных еще судах и на суперсовременных атомных подлодках, речь и об алмазных промышленных предприятиях мирового уровня, которые здесь создаются, - сказал Алексей Чекунков.
По словам министра, сейчас стоит задача "донастраивать условия для бизнеса, чтобы снимать любые барьеры":
-Диапазон проектов в регионе очень широкий: от отельного бизнеса до транспортно-логистического, гастротуризма. Каждый проект имеет большое значение. Будем признательны за любые советы: что еще правительство России, власти региона могут сделать, чтобы ваш бизнес был долгосрочным, стабильным и развивался с максимальной динамикой.
Одновременно Алексей Чекунков отметил работу правительства Архангельской области с резидентами Арктической зоны РФ:
- Более трети всех резидентов АЗРФ реализуют свои проекты в Архангельской области. Мы видим своей задачей максимально плотную работу с каждым из них. Настраиваем Корпорацию развития Дальнего Востока и Арктики, отвечающую за непосредственную работу с инвесторами, быть абсолютно сервисной организацией, - отметил министр. - Стараемся быть партнерами каждому проекту, чтобы он получился, расширялся, рос и процветал с применением мер поддержки от государства. Особенно ценим, когда резиденты приходят с новыми проектами второй, третий раз. Значит, им нравится, префрежимы работают, они видят ценность созданных правительством преференций для своих компаний.
Тем временем глава Поморья привел в пример резидента АЗРФ, открывающего производство стройматериалов в Северодвинске:
- Более 400 миллионов рублей инвестором фактически вложено в создание современного предприятия, которое начнет работу уже в сентябре. Министерство вместе с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и областью готово проект поддержать, - отметил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. - Это позволит компании наращивать выпуск продукции, чтобы обеспечивать стройматериалами не только Архангельскую область, но и другие арктические территории.