Фарфоровые вазы XIX века некогда украшали интерьеры усадьбы Муромцево, принадлежавшей крупному лесопромышленнику и последнему предводителю дворянства Владимирской губернии Владимиру Храповицкому. По словам представителей ВСМЗ, реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря собрали их "буквально по фрагментам".
В музее рассказали, что хозяин усадьбы любил украшать дом изысканными и дорогими вещами: картинами, гравюрами, мебелью, оружием, предметами декоративно-прикладного искусства. Часть этой коллекции хранится в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
- Вазы, изготовленные на Севрской фарфоровой мануфактуре, поступили в музей в 1920 году в крайне плачевном состоянии - в виде отдельных фрагментов и осколков. И только через 100 лет появилась возможность вернуть уникальным ценностям первоначальный вид, - говорят музейщики. - Сотрудники главного реставрационного центра страны трудились над этим больше полугода. Фотодокументы демонстрируют все этапы сложнейшего процесса реставрации.
Расписаны вазы по мотивам двух живописных произведений французского художника Жана-Оноре Фрагонара: "Проповедь о любви" и "Источник любви". Со слов специалистов, это не просто изящные любовные сценки, а аллегории, раскрывающие природу любви.
- Особенно интересен сюжет "Источник любви" - очень популярный в галантные времена: амур предлагает юноше и девушке, вышедшим из чащи, воду из волшебного источника. В него бог окунает свои стрелы, чтобы поразить любовным зельем сердца людей, - пояснили представители ВСМЗ, добавив, что различные варианты темы истории "Сада Любви" достаточно часто использовались в западноевропейском искусстве, но наибольшую популярность получили в эпоху рококо XVIII века.
Справка "РГ"
Увидеть собранные из осколков фарфоровые вазы можно совершенно бесплатно на выставке в музейном центре "Палаты" до 28 августа. Центр работает с 10.00 до 18.00. Выходной - понедельник, санитарный день - второй вторник каждого месяца.