Десять лучей столицы

Проект соединения пригородного железнодорожного сообщения и метрополитена города Москвы стал одним из самых амбициозных транспортных проектов. Согласно плану, будут действовать пять Московских центральных диаметров (МЦД), которые свяжут попарно северные и южные, восточные и западные пригородные электрички с аналогичными линиями метро, став, по сути, наземным его продолжением.
Пресс-служба мэра и правительства Москвы / РИА Новости

Движение по первым двум МЦД открыли 21 ноября 2019 года: МЦД-1 связал Белорусское и Савеловское направления (от Одинцово до Лобни), МЦД-2 объединил Курское и Рижское направления (от Нахабино до Подольска).

Общая протяженность первых двух диаметров составила 132 километра. Сейчас на них уже открыто 60 станций, в будущем их количество увеличится до 66, причем с 21 станции можно делать пересадки на метро и Московское центральное кольцо (МЦК), а в перспективе пересадочных станций станет 27. Диаметры уже сделали общественный транспорт доступнее более чем для четырех миллионов жителей Москвы и Московской области. За 2021 год МЦД-1 и МЦД-2 перевезли более 170 миллионов человек.

"2022 год станет еще одним годом интенсивного развития наземного метро, заявил мэр Москвы Сергей Собянин. - Идет активное строительство дополнительных путей для будущих диаметров МЦД-3 и МЦД-4. Продолжается строительство новых и реконструкция действующих станций, 10 из которых мы планируем открыть в этом году. Ежедневные поездки по городу станут быстрее, удобнее и благодаря бесплатным пересадкам - дешевле для миллионов москвичей и жителей Подмосковья".

Сегодня московские строители ведут большие работы еще на двух диаметрах: МЦД-3 "Ленинградско-Казанский" - от Зеленограда до Раменского и МЦД-4 "Киевско-Горьковский" - от Апрелевки до Железнодорожного.

Запуск первого этапа пассажирского движения на МЦД-3 "Ленинградско-Казанский" планируется в 2023 году. Тут уже в ноябре 2020 года завершено строительство нового остановочного пункта Ховрино.

Продолжается реконструкция станции Крюково, где будут построены новый пассажирский терминал и новые пассажирские платформы, и станции Раменское.

Продолжается также и реконструкция участка "Москва-Товарная-Октябрьская - Николаевка - Москва-2-Митьково - Москва-Пассажирская-Казанская", где одновременно строятся дополнительные главные пути и путепроводная развязка в районе остановочного пункта Малино.

Общая протяженность первых двух московских центральных диаметров составила 132 километра, 60 станций открыто, в будущем их станет 66

Кроме того, в рамках проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСЖМ-1 "Москва - Санкт-Петербург" до конца 2024 года компания "РЖД" планирует реконструировать остановочные пункты "Петровско-Разумовская" и "Рижская", а также частично реконструировать 9 существующих остановочных пунктов на Октябрьской железной дороге ("Фирсановка", "Сходня", "Подрезково", "Новоподрезково", "Молжаниново", "Химки", "Левобережная", "Ховрино", "Останкино").

На МЦД-4 "Киевско-Горьковский" запуск первого этапа пассажирского движения планируется в III квартале 2023 года. В марте 2020 года открыли остановчный пункт "Санино", реконструирова три остановочных пункта: "Победа", "Мичуринец" и "Крекшино". В 2021 году завершена реконструкция четырех остановочных пунктов: "Внуково", "Апрелевка", "Кокошкино" и "Матвеевская", а также построен новый остановочный пункт "Аминьевская".

170 миллионов человек воспользовались МЦД-1 и МЦД-2 за 2021 год

С начала 2022 года уже закончены первый этап строительства нового остановочного пункта "Минская" на Киевском направлении МЖД и реконструкция существующего остановочного пункта "Толстопальцево". До конца года запланировано провести реконструкцию четырех существующих остановочных пунктов ("Мещерская", "Переделкино", "Лесной городок" и "Очаково") и завершить второй этап строительства остановочного пункта "Минская" на Киевском направлении МЖД. Сейчас также продолжается строительство станций "Поклонная", "Кутузово", "Камушки", "Ольгино" и реконструкция станций "Каланчевская", "Беговая", "Железнодорожная", "Серп и Молот", а также Белорусского и Курского вокзалов.

За 2023-2024 годы планируется завершить строительство дополнительных III и IV главных путей на Киевском направлении МЖД, на участке "Москва-Пассажирская-Курская - Москва-Каланчевская" и на участке "Москва-Каланчевская - Марьина Роща", а также соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлениями Московского железнодорожного узла. Будет проведена реконструкция участков "Ермакова Роща" - "Савеловский вокзал" и "Москва-Пассажирская-Курская - Карачарово" со строительством дополнительных главных путей. Завершат строители и реконструкцию конечных станций оборота поездов "Апрелевка" и "Железнодорожная".

По расчетам специалистов, после ввода МЦД-3 и МЦД-4 улучшится транспортная доступность 70 районов Москвы и 17 городов Подмосковья

Но дело не только в расширении существующей инфраструктуры. Одновременно ее модернизировали, чтобы она стала основой для нового уровня пассажирского сервиса. Тут организовали удобные пересадки на другие виды транспорта, ввели единую билетную систему, сервисы и навигацию. Пассажиры стали быстрее добираться до пункта назначения без дополнительных пересадок и теперь не зависят от расписания.

Преобразился и внешний вид станций: на МЦД-1 и МЦД-2 заменили покрытие платформ, установили навесы и красивые погодные модули, где пассажиры могут укрыться от дождя, ветра и снега. Появились стойки экстренной связи с полицией, новые урны и лавочки. Следом за МЦД-3 и МЦД-4 строители проведут и модернизацию МЦД-5 "Ярославско-Павелецкий" - от Пушкино до Домодедово.

После чего можно будет подвести итоги проекта. Согласно расчетам специалистов, в целом улучшится транспортная доступность 70 районов Москвы и 17 городов Подмосковья. Здесь проживают 6,9 миллиона москвичей (около половины населения столицы) и 2,7 миллиона жителей Московской области.

По словам руководителя департамента строительства города Москвы Рафика Загрутдинова, МЦД вместе с другими транспортными проектами столицы - МЦК и Большой кольцевой линией (БКЛ) - призваны "кардинально изменить транспортный каркас города" и сделать городской железнодорожный транспорт "доступным и комфортным для миллионов жителей Москвы и области".