Идея не нова. По данным общественников в стране ежегодно выбрасывается почти 18 миллионов тонн еды. По истечении срока годности продукты покидают прилавки и направляются на мусорные полигоны. Магазины вынуждены платить за их утилизацию. Поэтому гораздо выгоднее для всех распределять еще не испортившийся товар между теми, кто в нем действительно нуждается.
В федеральной сети продуктовых магазинов решили начать с бесплатной раздачи ржаного и пшеничного хлеба, сухарей и баранок. Как сообщила директор по корпоративным коммуникациям и устойчивому развитию сети Елена Коннова, сотрудники нескольких магазинов будут ежедневно убирать с полок товар, до истечения срока годности которого остается один-два дня, и передавать его волонтерам. Те, в свою очередь, должны быстро распределить его по спискам нуждающимся.
К примеру, на сайте Фонда продовольствия сегодня открыт прием заявок от жителей четырнадцати регионов страны, включая выбранные для пилота Москву и Челябинскую область.
Проект уже запущен. Однако сказать, сколько остатков хлебобулочных изделий в среднем передается на благотворительность в каждом магазине, в торговой сети затруднились, заявив, что все зависит от объема продаж. После того, как фудшеринг будет обкатан в нескольких магазинах, можно будет оценить, сколько нуждающихся получили помощь и сколько требуется волонтеров. По итогам эксперимента компания намерена подключить к проекту магазины и распределительные центры в других регионах и расширить категории товаров, которые будут передаваться людям.
Валентина Неганова, заведующая сектором развития агропродовольственных систем и маркетинговых исследований Института экономики УрО РАН:
- Очень настороженно отношусь к этой идее, поскольку может возникнуть очень много рисков. Во-первых, никто не может дать гарантии, что при бесплатной раздаче эти продукты не попадут на черный рынок и ими не начнут торговать. И если хлебом отравиться вероятность невелика, то другие продукты могут быть просто опасны. Во-вторых, как будут определять нуждающихся? Очень много людей захотят оказаться "бедными". Словом, если и раздавать еду с истекающим сроком годности бедным, то нужно все четко просчитать, и закрепить нормы на законодательном уровне.
Александр Котюсов, гендиректор группы компаний "ПИР", Нижний Новгород:
- Благое дело. Больше, конечно, подходит для магазинов. С ресторанами сложнее, мы просрочку стараемся не допускать, редко покупаем лишнее. Хотя как-то накануне ЧМ-2018 по футболу напекли к матчу нашей команды тысячи пирожков, а продали не все. Так раздавали их потом всем: охранникам, волонтерам, работникам стадиона. Думаю, если создать понятный механизм раздачи нереализованных продуктов, то все с пониманием отнесутся к этой инициативе.
Марина Федотова, индивидуальный предприниматель, Екатеринбург:
- Лет пять назад я пыталась создать центр, в котором аккумулировались бы продукты с истекающим сроком годности, чтобы их могли бесплатно взять нуждающиеся. Забирать продукты предполагалось в магазинах, пекарнях, кафе.
Но реализовать проект так и не удалось. Например, я разговаривала с производителями тортов - все остатки им приходилось уничтожать по акту, отдавать продукцию даже хорошего качества на благотворительность они не имели права. В официальных структурах нас не поддержали.
Подготовили Андрей Чугунов, Оксана Ильина, Алексей Малышев, Ольга Медведева