В конце лета "Капитаны бизнеса" перешагнут 1,5-годовалый рубеж. Это сейчас многое видится легким, но в конце 2020-го года, когда малый и средний бизнес попал в капкан локдауна и терпел убытки, организаторы действовали часто интуитивно, но напористо.
- У крупных бизнесменов столько знаний и опыта накоплено, что этим надо делиться хотя бы ради собственного эмоционального здоровья. Но как этих "акул" при вечной занятости настроить на поездки в муниципалитеты? Мы начали с Алексея Салмина, президента группы компаний "Автоград". По итогам первых встреч сделали ролики, показали другим предпринимателям - началось движение. Сейчас в проекте 30 участников: все работают без привилегий, - рассказала руководитель Союза "Торгово-промышленная палата Тюменской области", советник губернатора Ольга Езикеева.
Механика "капитанов" довольна проста. Из городской бизнес-среды выбирают лидера для конкретной сельской местности, далее в райцентре проводится стратегическая сессия, результатом которой становятся десять идей для развития территории на 20 лет вперед. Затем рабочая группа обсуждает варианты реализации каждой с главой района, участниками инвестсовета и предпринимателями. От замысла до воплощения, бывает, проходит полгода, бывает, больше. Капитан может посещать район столько, сколько хочет и может. Салмин, например, приезжал в Заводоуковск каждую неделю. После первой стратегической сессии спустя месяцы проводят еще одну, уже узконаправленную. Таким образом Владимир Шевчик взялся помогать Тюменскому району с туризмом, Александр Соболев настроил общепит в Ялуторовске.
- Нафантазировали с сельчанами много, но, даже если 1-2 идеи выстрелят, польза будет всем. Жизненность проекта - в его социальной составляющей, новых связях и взгляде на территорию, объединении людей, - подчеркнул гендиректор группы компаний "ТюмБит" "капитан" Упоровского района Андрей Лозицкий.
Еще один эффект, который подтвердили организаторы проекта, - непредвзятая оценка работы муниципальной власти и инвестклимата районов.
- Этого не избежать, ведь они уже построили свои предприятия и мгновенно распознают управленческие ошибки, - прокомментировала Ольга Езикеева. - Собираемся у замгубернатора Андрея Пантелеева, рассказываем, что предлагает поменять местное население, а лучшие идеи перетягиваем в инвестпрофиль и дорожную карту муниципалитета. Параллельно ведем работу по развитию интеграционных проектов, направленных на поиск рынка сбыта местной продукции.
Со дня старта "Капитанов бизнеса" в общий список попало 560 сгенерированных сельчанами и бизнесменами идей. Конечно, прижились не все: в стратегии развития территорий пока перевели около сотни. Так, в Заводоуковске открыли коворкинг для самозанятых и центр креативных проектов "Путь мастера". Предназначение новых площадок, замечает учредитель нового пространства Анастасия Клёвина, включение местных ремесленников в социально-экономическую жизнь округа и области после профильного обучения и активного участия в выставках. Конечная цель сообщества - создать успешный сувенирный магазин. Первые изменения очевидны: раньше на ярмарки заявлялось десять рукодельниц и ремесленников, теперь же в едином реестре 42 человека и каждую неделю становится все больше. Татьяна Ильина под брендом "Жили-были" открывает цех по производству чая, варенья и пастилы. "Тюменский лесосеменной центр" оформляет площадку сибирского виноделия.
В Голышманово, которому, оказывается, не хватало мест для отдыха, появился веревочный парк. В будущем в район придут инвесторы, заинтересованные в развитии придорожного сервиса, разведении рыбы, выращивании грибов. В роли "капитана" территорию "раскачал" гендиректор холдинга "Арсиб-Агро" Серго Степанян.
Жители семи деревень Тюменского района объединились в экскурсионном маршруте. В Казанском районе, богатом озерами, решили проводить соревнования для рыбаков. В Ишиме - фестиваль экстремальных видов спорта. В Ярковском, наряду с туризмом, точками роста обозначили частные стоматологии, медкабинеты, швейные студии. "Капитаны" дали толчок и развитию общественных пространств: в Заводоуковске будет свой парк Победы, а в Тобольске - Менделеев-парк.
- Мы ощущаем себя не конкурентами, а партнерами, ведь малым предприятиям куда проще двигаться вперед вместе. Кто-то делится положительным опытом, кто-то отрицательным. Все это учит, - заметил руководитель кемпинга в Староалександровке Андрей Митин.
Его коллеги Тогжан Байтокова из Ишима и Елена Першина из Абатского отметили образовательную сторону проекта: совершенно бесплатно начинающие предприниматели из глубинки обогащаются уникальными знаниями, что называется, из первых рук. А началось все с Юргинского района, где организаторов попросили объяснить некоторые теоретические моменты. Теперь в рамках проекта действуют "Школа бизнес-маркетинга" (обучение навыкам продвижения личного бренда), факультатив "Мой бизнес" (популяризация бизнеса среди учеников агроколледжей), "Школа гостевого бизнеса" (работа над клиентоориентированностью).
В начале августа "капитаны" едут в Уват: после тематического акселератора там созрели 16 идей для малого бизнеса. Перспективы манят: средняя зарплата в самом северном муниципалитете региона - 65 тысяч рублей, при этом нет ни салонов красоты, ни кофеен.
- Надо развивать локальную экономику, села - такие же участники инвестповестки, что и областные центры, - уверена Ольга Езикеева.
По просьбе минэкономразвития она будет тиражировать проект в других регионах. В частности, для этого к изданию готовится учебник.