С 2002 года доля российского шоколада на мировом рынке увеличилась с одного до 4,9 процента, а объем экспорта вырос в 9,3 раза и в 2021-м превысил 324 тысяч тонн, подсчитали в Россельхозбанке. За это время Россия опередила ранее заметных игроков - Украину (с 2013 года) и Великобританию (стабильно - с 2017), а также США (в 2020-м).
- Корень успеха в двух факторах. Во-первых, российский шоколад - действительно вкусный и качественный, он конкурентоспособен по потребительским характеристикам и нередко выигрывает в цене. Во-вторых, нашим производителям удалось познакомить иностранных потребителей со своей продукцией с помощью грамотного маркетинга. "Стена незнания" сломлена, и теперь перед экспортом открыты благоприятные перспективы, особенно в Азии, - пояснил руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
Главные покупатели российского шоколада - Казахстан и Китай. На них приходится более 30 процентов от физического объема экспорта. В Казахстане шоколад из РФ неизменно занимает более половины рынка, а вот в Поднебесной за лидерство пришлось бороться. Пять лет назад на долю России там приходилось всего 14 процентов потребления. Это лишь немногим превышало показатели Бельгии и недотягивало до уровня Италии. В 2018-м поставки из РФ выросли более чем на 300 процентов. С тех пор наша страна удерживает первенство среди экспортеров шоколада в Китае. В 2021-м ее доля составляла 21 процент.
- Для КНР шоколад не является традиционным продуктом. Более-менее масштабное производство его началось там только в 1960-х годах. Несколько десятилетий китайцы относились к шоколаду с подозрением, считая его очередной сладостью, от которой можно быстро потолстеть. Формирование новой культуры потребления началось в конце прошлого века. Потребление шоколада в Китае до сих пор находится на очень низком уровне - 200 граммов на человека в год. Для сравнения, в странах Евросоюза средний показатель - около пяти кило, - сообщил Андрей Дальнов. - Китайский рынок обладает огромным потенциалом, и хорошо, что российский шоколад там уже знают и любят.
Свыше 70 процентов экспорта шоколада в 2021 году обеспечили пять регионов РФ. Лидируют Москва и Подмосковье. Вместе они отправили за рубеж 116 тысяч тонн лакомства, или 37 процентов от общероссийского объема. На втором месте Кемеровская область с показателем в 62 тысячи тонн (примерно пятая часть экспорта), на третьем Новосибирская, откуда вывезли 23 тысячи тонн шоколада. Замыкают пятерку куряне и пензенцы, их доли составляют около пяти процентов.
Структура производства шоколада в России несколько иная. Десятую часть его делают в столичном регионе (1,9 миллиона тонн в год). Далее идут Пензенская и Владимирская области (0,54 и 0,38 миллиона тонн - три и два процента соответственно), за ними Самарская и Ульяновская. На топ-5 приходится около 20 процентов общего объема продукции, что говорит о сравнительно равномерном распределении фабрик по стране.
Крупнейшим в России и одним из 20 ведущих мировых производителей кондитерских изделий является холдинг "Объединенные кондитеры". В него входит 19 фабрик в Москве, Воронеже, Туле, Тамбове, Пензе и других городах. География продаж - свыше 45 стран. За рубеж продают продукцию как из традиционного ассортимента (например, конфеты "Москвичка" и "Мишка косолапый", тульские пряники), так и разработанную с учетом вкусов местных потребителей. Ряд изделий сертифицирован по стандартам "Халяль", "Кашрут", есть и вегетарианские продукты.
"Основные направления - страны СНГ, в частности ЕАЭС, - традиционно выступают и основным драйвером роста экспорта. За I квартал объемы поставок в страны СНГ и Монголию выросли на семь процентов год к году. Например, отгрузки в Казахстан увеличились на 15 процентов, в Беларусь - более чем в два раза. Грузия, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан также показали положительную динамику, - рассказали в пресс-службе холдинга. - Стоит отметить Китай, это одно из самых быстрорастущих направлений. За I квартал объемы поставок в КНР выросли в полтора раза. А за 2021 год - более чем на 80 процентов. Китайцы еще в 2012 году открыли для себя молочный шоколад "Аленка" и вафли "Коровка", и теперь они пользуются в Поднебесной большим спросом. Экспортные отгрузки осуществляются с учетом договорных обязательств перед партнерами и соответствуют уровню прошлого года. Даже если рынки каких-либо стран для нас закрываются, то открываются новые. Мы постоянно работаем над выходом на новые регионы сбыта, вхождением в крупные торговые сети разных стран".
В экономике Владимирской области кондитерская отрасль играет заметную роль. Местные предприятия выпускают очень многие знакомые россиянам сладости, например шоколад и шоколадную пасту Alpen Gold, шоколадные яйца Kinder Surprise, конфеты Raffaello и Ferrero Rocher, шоколадно-ореховую пасту Nutella, шоколад Milka и другие. В первом квартале 2022 года на продукцию из какао пришлось более 13 процентов от всего объема регионального экспорта. В стоимостном выражении это 23,2 миллиона долларов. Из них 20,2 миллиона составил "шоколадный" экспорт в страны СНГ, сообщили "РГ" в областном департаменте экономразвития. Кондитерских изделий из сахара за первый квартал экспортировано на 9,8 миллиона долларов, это 5,5 процента регионального экспорта.
Из-за геополитической обстановки зарубежные владельцы владимирских предприятий приостановили реализацию инвестпроектов, но о желании свернуть производство ни одна компания не заявляла, подчеркнули в департаменте экономического развития. На структуру "шоколадного" экспорта из региона новые обстоятельства повлияли незначительно, поскольку ведущие начинания в этой сфере изначально были ориентированы на потребности прежде всего стран СНГ. Самое заметное изменение - прекратившийся экспорт на Украину.
- Емкость рынка остальных стран не позволит сразу компенсировать направлявшийся на Украину объем. Поэтому можно сказать, что экспортные поставки в целом немного снизились, - сообщил замдиректора департамента экономразвития, начальник управления внешнеэкономической деятельности Владимирской области Андрей Наумов.
С его слов, все международные партнеры достаточно лояльно относятся к поставкам из России пищевых продуктов. Тем не менее регион намерен усилить работу по экспорту (в том числе и шоколада) с арабскими и африканскими странами.
Кондитерская фабрика в селе Варегово Ярославской области, выпускающая шоколад, конфеты, фрукты в шоколаде и много чего еще, делает ставку на потребителей из РФ и стран постсоветского пространства. В 2021 году она экспортировала своей продукции на 312,1 миллиона рублей, отметили в региональном департаменте АПК и потребрынка. Основные заказчики за рубежом - Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан и Узбекистан. Кроме того, поставки ведутся в Болгарию, Китай, США и другие страны. Компания экспортирует свою продукцию через московский торговый дом, поэтому свежей статистики по объемам продаж пока нет. Однако на предприятии сообщили, что оно "работает стабильно". Судя по всему, существенных перемен, связанных со сбытом продукции, здесь тоже не произошло.
Внутренний спрос на шоколад стабилен и выше, чем в Европе - почти 7,5 килограмма на человека в год. Средний француз или британец съедает вдвое меньше (3,6 и три кило соответственно). Но до уровня американцев, которые в год уминают девять килограммов шоколада, и до швейцарцев с их 11,6 кило нам еще далеко.
Отечественные производители покрывают около 90 процентов потребности сладкоежек. В этой статистике учитываются как плитки, так и другие шоколадные изделия.
Доля импорта в структуре потребления шоколада в РФ сохраняется на уровне десяти процентов с 2014 года. За это время физический объем ввоза вырос на 12,6 процента, примерно так же - на 14 процентов - увеличилось и собственное производство, отмечается в исследовании "Центра экономики рынков". Новые санкции и их последствия могут частично затронуть сегмент немецкого шоколада высокой ценовой категории. По подсчетам аналитиков, 24 процента всего импортного шоколада в России ввезено именно из Германии.
"В то же время часть импортных шоколадных изделий из других стран будет поставляться через Беларусь и другие страны ЕАЭС (например, Казахстан), - считают в "Центре экономики рынков". - Иная ситуация обстоит с сырьем для производства шоколада - в основном оно поступает из-за рубежа. Объемы импорта какао-бобов, масла, пасты, порошка из какао-бобов ежегодно растут в среднем на 2,5 процента. Сокращение наблюдалось только в период пандемии. В целом с 2014-го объем ввоза сырья для производства шоколада увеличился на 18,5 процента. Так как основной объем ингредиентов ввозится из таких стран, как Кот-д.Ивуар, Индонезия, Гана и Малайзия, мы ожидаем, что сбои в поставках из-за текущей геополитической ситуации могут быть лишь кратковременными".
Владимирские кондитеры с 2014 года получают какао-бобы как раз из Кот-д.Ивуара. Отношения с этим государством хорошие, с сырьем проблем нет, заверил начальник областного управления внешнеэкономической деятельности Андрей Наумов.
"Объединенные кондитеры" традиционно импортируют какао-бобы из стран Африки. Работа по решению вопросов с логистикой на данный момент завершена. В 2019-м на фабрике "Рот Фронт" запустили цех по переработке бобов в основные ингредиенты для изготовления шоколада и шоколадной глазури - какао тертое и какао-масло. Это позволило перестать закупать импортные полуфабрикаты, качество которых было сложно проверить. Мощность цеха позволяет обеспечить ингредиентами все предприятия холдинга. Степень измельчения тертого какао - около 98 процентов (это позволяет лучше раскрыть его свойства), какао-масло не дезодорируют, чтобы естественный вкус и аромат чувствовался даже в молочном шоколаде и изделиях с начинками.
"Несколько лет назад наши фабрики начали переход на российское сырье и благодаря этому сегодня продолжают работать в обычном режиме, не завися от логистических сбоев и колебаний курсов валют, - подчеркнули в пресс-службе. - В РФ много компаний, чье сырье для кондитерской промышленности (сухое молоко, сублимированные ягоды, масло-жировые ингредиенты) не уступает по качеству импортным аналогам. Упаковка для изделий холдинга делается российскими типографиями на отечественном оборудовании. Холдинг всегда имеет необходимые запасы сырья на складах с учетом форс-мажорных ситуаций".
Справка "РГ"
По данным аналитической компании NTech, среди российских брендов внутри страны наиболее популярны шоколадные плитки "Бабаевский", "Аленка" и "Вдохновение", а также батончики "Бабаевский", "Славянка" и "Степ". Статистика "Объединенных кондитеров" говорит о том, что в тройке лидеров - молочная "Аленка", "Бабаевский элитный" с 75-процентным содержанием какао и темный плиточный шоколад с добавками (орехи, изюм, разноцветные драже, попкорн и другие). Рост спроса наблюдается в категориях темного шоколада с начинкой, молочного с начинкой и шоколадных батончиков с темной начинкой.