В России сортируется 43% твердых коммунальных отходов. Согласно нацпроекту "Экология" к 2030 году этот показатель должен достигнуть 100%. Люди пока не очень охотно разделяют мусор, поэтому это делает бизнес, который занимается сортировкой.
По итогам дискуссионной площадки "Экологично = экономично" было предложено в этой работе больше заинтересовывать производителей упаковки, например сделав плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) гибкой в зависимости от того, легко ли узнать упаковку на сортировке.
"Сейчас НВОС учитывает токсичность самих отходов, но перерабатываемость и токсичность совсем не значат, что эта продукция не ляжет тоннами на захоронение. Ляжет, потому что никто ее на сортировке не выберет. Она как приехала в общих отходах, так в этих общих отходах не идентифицируется. Это потенциальная угроза оборудованию", - рассказала исполнительный директор ассоциации содействия экономике замкнутого цикла "Ресурс" Валерия Гулимова.
Например, упаковку для моющего средства делают из разного пластика: перерабатываемого и практически неперерабатываемого. Внешне они могут почти не отличаться, поэтому есть риск, что перерабатываемую упаковку на сортировке не отберут. В обратном же случае могут выбрать неперерабатываемую, и тогда она навредит дорогостоящей технике.
"Предлагается либо с помощью дизайна упаковки или с помощью знаков сообщать о ее перерабатываемости. Второй возможный инструмент: производители проводят тест на выбираемость, который показывает, что их упаковка более узнаваемая и процент ее выбираемости выше определенной планки. Для этих компаний платеж за НВОС также может быть ниже", - сказала Гулимова.
Производители упаковки для йогуртов уже проводят такое тестирование. Глава ассоциации добавила, что прошедшая тестирование или имеющая специальные знаки упаковка имеет больше шансов попасть на переработку. Так что компании с ответственным подходом должны платить меньший налог, даже если продукция сделана из одинаковых материалов.