В Выборге стартует юбилейный фестиваль "Окно в Европу"

С 5 по 11 августа в Выборге пройдет юбилейный, тридцатый фестиваль "Окно в Европу". В программе фильмы об "алтайском божке"-Шукшине, последнем дне рок-певицы Янки Дягилевой, юных экстремистах и неразделенной любви на берегу Белого моря. Но главным героем фестиваля окажется вся страна с ее тысячами километров "от" и "до".
Кадр из фильма Светланы Устиновой "Время года зима".
Кадр из фильма Светланы Устиновой "Время года зима". / Предоставлено фестивалем российского кино "Окно в Европу"

В отсутствие "Кинотавра" у фестиваля в Выборге появился шанс стать главной кинофестивальной площадкой страны, благо никакие морские купания не могут отвлекать участников от главного - смотра фильмов. Программный директор "Окна в Европу" Андрей Апостолов и не скрывает, что фестиваль в Выборге выбрал сочинское направление арт-мейнстрима, при этом сохранив главную свою фишку - открытие новых имен.

Из 11 картин, представленных в основном конкурсе, восемь - дебютов. И, чтобы ни у кого не было сомнений в генеральной линии фестиваля, фильмом закрытия тоже символически выбран режиссерский дебют актрисы Светланы Устиновой "Время года зима".

Первый же взгляд на художественную программу: всех словно настигла неприкаянность и скорбное бесчувствие, в итоге которого люди вовлекаются в порочный суицидальный круг, как в фантасмагории Юсупа Разыкова "Живите долго" на тему нравов российской провинции или как в психологической драме Михаила Брашинского "Волны", где герои пытаются найти внутреннюю гармонию в тоталитарной секте, укрытой в лесу.

И кажется неслучайным обращением именно сейчас к тридцатилетней давности загадке смерти в реке Иня культовой певицы "сибирского рока" Янки Дягилевой в гипнотической драме Игоря Поплаухина "На тебе сошелся клином белый свет".

Кадр из фильма Игоря Поплаухина "На тебе сошелся клином белый свет". Фото: Предоставлено фестивалем российского кино "Окно в Европу"

Дисконнект всего со всем. И, прежде всего, между самыми близкими. Надо проехать 8 тысяч километров от Хабаровска до Москвы, чтобы отец мог найти общий язык с сыном ("Далекие близкие" Ивана Соснина), узнать о смертельном диагнозе матери, чтобы дочь могла начать возрождать давно утраченную связь между ними ("Время года зима" Светланы Устиновой).

И, словно отсылая к тому, что узел комплексов и противоречий завязывается в юности, большая часть конкурсной программы - попытка понять, "легко ли быть молодым" сегодня. Юный Радик из "Райцентра" Натальи Назаровой не смог устоять перед искушением легких денег, а легкомысленный герой авантюрной истории Руслана Братова "Экспресс" развлекается ставками на спорт. "Император" Альфии Хабибуллиной об адаптации нестандартного подростка в новой школе. Криминальная драма Ирины Обидовой "1000 дешевых зажигалок" - о корнях юношеского экстремизма, а "Накануне" Алисы Ерохиной - о молодом человеке, замышляющем убийство любовницы отца. И, наконец, "Миттельмарш" Софьи Милединой - история первой любви и первого разочарования на фоне питерских красот.

Софья Миледина - ученица Алексея Учителя, о фильме "Прогулка" которого вспомнят в этом году в Выборге - в рамках специальной программы, посвященной 30-летию кинофестиваля "Окно в Европу". Между картинами разница в двадцать лет. Разница в поколение. Тем любопытнее сравнить картины о юношеской любви, снятые Учителем и его ученицей.

Кадр из фильма "Миттельмарш" режиссера Софьи Милединой. Фото: Предоставлено фестивалем российского кино "Окно в Европу"

Нынешний фестиваль - это и новый взгляд на современного мужчину. С одной стороны, мужчину, который принимает на себя все тяготы ухода за больным ребенком, когда ломается даже мать ("Плотник" Авдотьи Смирновой). С драмой Смирновой метафорически рифмуется шестиминутный мультфильм Андрея Юшкина "Человеческий хвостик", представленный в конкурсе анимации, герой которого - отец-одиночка, чья дочь родилась с редкой аномалией. С другой - это муж, не давший обидчику жены сдачи, интеллигентно разрешив конфликт с драчуном-соседом ("По-мужски" Максима Кулагина). И встает вопрос: где граница между христианским всепрощением и слабостью и до какой степени надо сохранять толерантность? В этом смысле кстати пришлась работа Ивана Твердовского "50 оттенков толерантности", представленная в Выборге в конкурсе документального кино. Но "По-мужски" - это еще и разговор на тему фемповестки, о противостоянии "народа" и "интеллигенции", о чайлдфри.

Кадр из фильма "По-мужски" Максима Кулагина. Фото: Предоставлено фестивалем российского кино "Окно в Европу"

И тут же в связке "городская киноповесть" Тамары Дондурей "Рядом", психологически-нюансированная история 30-летних москвичей, которые боятся привязываться - к месту, вещам, людям. И если внезапно скончался отец твоего еще не рожденного (впрочем, нежеланного) ребенка, можно даже не прийти на его похороны - достаточно просто перечислить деньги родным умершего.

В противовес рефлексии столичных жителей - фильм открытия фестиваля, документальная "комедия-реквием" "Монета страны Малави" Алексея Федорченко (он же возглавляет жюри основного конкурса), посвященного Василию Шукшину. Точнее даже не самому Шукшину, а его культу. На экране те самые, но реальные алтайские чудики, о которых писал Василий Макарыч.

И опять же, кажется неслучайным, что именно этой алтайской историей открывается фестиваль. Действие немалой части картин, представленных в разных программах "Окна в Европу", разворачивается вне локаций обеих столиц. Это только кажется, что "Подельники" Евгения Григорьева - триллер про месть ребенка за убитого отца в таежном пермяцком поселке. На самом деле это кино про глубинную Россию. В документальном фильме Анны Яновской "Огонь" зритель вслед за Благодатным Огнем отправится в удивительное путешествие от Храма Гроба Господня в Иерусалиме до Якутска и дальше - вдоль тайги до Хабаровского края. Авторы проекта "Женщины и дороги. Путь к себе. Байкал" проехали 1300 километров по Сибири, чтобы выяснить взгляд на жизнь 14 женщин самых разных профессий - от министра культуры Бурятии и фэшн-фотографа до шамана и врача-психотерапевта. В последние годы ни один, кажется, фестиваль не может обойтись без кино из Якутии, вот и в Выборге бывший сельский учитель, а ныне признанный режиссер Дмитрий Давыдов покажет комедийную мелодраму "Песни лета" - этно-фолк-фэнтези про городского подростка, пережившего самое свое удивительное лето в далекой якутской деревушке у леса.

Кадр из фильма "Песни лета" режиссера Дмитрия Давыдова. Фото: Предоставлено фестивалем российского кино "Окно в Европу"

Ученик Алексея Германа Сергей Карандашов покажет "Волок. Сны о дороге" - полуторамесячное путешествие по водному пути в три тысячи километров, по которому во времена Древней Руси ходили наши предки. На фоне эпической природы Севера разворачивается и драматическая история самопожертвования ради любимого человека ("Велга" Анастасии Нечаевой, в основе которой одноименный рассказ Ивана Бунина), и история ищущего справедливости подростка, отца которого забрало северное море ("У самого Белого моря" Александра Зачиняева).

Кадр из фильма "Велга" Анастасии Нечаевой. Фото: Предоставлено фестивалем российского кино "Окно в Европу"

Возможно, выборгский кинофестиваль для кого-то откроет не только новые имена, но и собственную страну.