В ТЦ и заведениях общепита Ставрополья появятся сервисные роботы

В регионе продемонстрировали работу сервисных роботов и уже заявили, что вскоре автоматизированные помощники появятся в торговых центрах, кафе и ресторанах. Машины будут трудиться в качестве официантов и промоутеров, развлекать посетителей и делать многое другое. Как скоро заказы у ставропольцев начнет принимать "железный" персонал, выяснял корреспондент "РГ".
Владимир Гердо/ТАСС

Роботов показали в правительстве края на торжестве ко Дню работника торговли. Кроме того, власти заявили, что уже в ближайшее время в регионе может открыться первый дилерский центр сервисных роботов. Это означает, что бизнес получит доступ не только к самим машинам, но, что немаловажно, сможет обслуживать их на территории Ставрополья.

- Роботы способны передвигаться по заданной траектории, при этом видят препятствия, которые возникают на их пути. С их помощью можно провести рекламную кампанию или промоакцию. Мировой опыт применения сервисных роботов приходит в Ставропольский край, - отметил председатель регионального комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Денис Полюбин.

Первых роботов уже используют в гостинично-ресторанном комплексе Буденновска.

- Мы находимся на финальном этапе переговоров, если все сложится, то до конца августа будет принято решение об открытии дилерского центра в Ставропольском крае. Нам очень интересен юг России, потому что здесь развивается туризм и много торговых объектов. Наша компания является дистрибьютором сервисных роботов для HoReCa, розничной торговли, автономной дезинфекции. Также мы занялись внедрением роботов для уборки коммерческих помещений, - рассказал корреспонденту "РГ" директор компании SPI Дмитрий Жуков.

HoReCa - это аббревиатура, обозначающая услуги в индустрии гостеприимства, для которой и предназначены роботы-официанты, промоутеры и уборщики. К примеру, "железный" официант может заменить до пяти сотрудников кафе или ресторана. Робот способен поднять в два раза больше блюд и напитков, чем человек, и доставить около 400 заказов в день. Такая машина недавно появилась в ресторане, работающем в торговом центре Сочи, и привлекла внимание посетителей. Вообще же города Черноморского побережья роботизируются особенно активно.

Вариаций сервисных машин много: дезинфектор объедет заданную территорию и обработает ее от бактерий и вирусов, экскурсовод проведет посетителей по музею или галерее и не забудет ни одного факта об экспонатах, администратор ответит на любые вопросы, кассир выдаст чеки. Компания, планирующая работать на Ставрополье, представляет китайский бренд роботов, которые уже поставляются по всей стране - от Владивостока до Калининграда.

Как рассказала корреспонденту "РГ" основатель сервиса поиска специалистов в робототехнике RoboJobs Алиса Конюховская, в России функционирует множество дилерских центров и представительств зарубежных компаний, которые поставляют на рынок сервисные машины. При этом в стране есть и свои производители, их достаточно много.

- В октябре - ноябре 2021 года мы составили карту сервисной робототехники в России, в которую включили все компании данной сферы и разделили их по направлениям деятельности. Изначально мы думали, что организаций будет порядка 100, но оказалось, что их около 300, и постоянно появляются новые. На карте представлены как производители роботов, так и поставщики зарубежных технологий, - отметила Алиса Конюховская.

По словам эксперта, в России выпускают совершенно разных роботов - логистических, сельскохозяйственных и многих других, все они вполне конкурентоспособны на мировом рынке.

- У нас работают сильные компании, их продукция востребована не только в России. В Китае, Европе, США есть интерес к нашим разработкам. Зачастую сами россияне недооценивают отечественные технологии, - подчеркнула Конюховская.

В сервисной робототехнике есть два больших сегмента: роботы для профессионального и индивидуального использования. Вторые -роботы-пылесосы, газонокосилки и другие бытовые помощники - для многих уже привычны. А вот роботы-профессионалы только начали занимать свою нишу. Для более широкого распространения нужно делать их не только надежными, но и окупаемыми. Ведь если машина будет стоить слишком дорого, то бизнес не вернет вложенные в роботизацию средства.

- Основные препятствия для внедрения сервисных роботов - неготовность персонала к их использованию и незнание руководителей о существующих технологиях. Если говорить конкретно о роботах в ТРЦ и заведениях общепита, то они используются скорее для привлечения внимания, хотя должны демонстрировать и экономическую эффективность, - добавила Алиса Конюховская.

Согласно отчету Международной федерации робототехники (IFR) за 2019 год, Россия занимала второе место в мировом рейтинге производителей сервисных роботов. Столь высокую позицию эксперты связали с большим количеством в стране маленьких стартапов в этой сфере. В 2020 году мировой оборот на рынке профессиональных сервисных роботов достиг почти семи миллиардов долларов. В основном приобретались роботы, работающие в логистике и доставке, клининге и дезинфекции, медицине и реабилитации, а также техника для общественных мест и роборестораны.

Комментарий:

Павел Люлин, вице-президент Союза торговых центров в России, Беларуси, Казахстане:

- Сервисные роботы получили активное распространение в Европе и Азии во время пандемии, когда люди стали избегать прямых контактов. Поэтому, несмотря на всю футуристичность идеи, она весьма перспективна. У сервисных роботов разный функционал, сейчас в основном это подносчики, сборщик и промоутеры.

Есть специализированные помощники для уборки или дезинфекции, но они пока не получили массового распространения. Такие роботы будут полезны в крупных точках общепита и на торговых объектах большой площади. В российских ТЦ информационные промороботы используются достаточно давно - на открытии Центрального детского мира на Лубянке после реконструкции в 2015 году посетителей встречали информационные роботы. Но, чтобы автономных помощников начали использовать массово, нужно решить несколько задач: снизить цену, наладить сервис и доставку.

Простейший сервисный робот-подносчик стоит от 600-750 тысяч рублей, информационный помощник, распознающий лица, обойдется уже в миллион. Это много. И хотя производители утверждают, что роботы нетребовательны в эксплуатации и обслуживании, открытым остается вопрос с запасными частями и наличием сервисных центров. Когда цена робота снизится до 400 тысяч рублей и появится сеть дилерских и сервисных центров, тогда и начнется массовое использование такой техники в торговых центрах и заведениях общепита.