По разным оценкам, с 1979 года потери арктического ледяного щита оцениваются в 1,7 миллиона квадратных километров. Негативных последствий достаточно много, в том числе для развития экономики. Одно из них - повышение риска для судоходства по Северному морскому пути.
Как рассказали "Российской газете" в Центре космического мониторинга Арктики Северного (Арктического) федерального университета, морской лед в этом году достиг максимального значения 25 февраля: общая площадь белого покрова высоких широт составила 14,88 миллиона квадратных километров. Это десятый самый низкий показатель за 44 года спутниковых наблюдений.
Ученые также отмечают, что "в минус" уходит не только площадь льда, но и его качество: толщина льда также стабильно уменьшается. Причина - глобальные изменения в криосфере планеты. Если тренд не изменится, большинство паковых многолетних льдов (толщиной более трех метров) скоро исчезнут, причем их заменят тонкие однолетние. Процесс ускоряет механизм положительной обратной связи: лед тает, "открытой" воды становится больше, она получает еще более высокие дозы солнечной энергии, усиливая в результате таяние льда.
Свою лепту в уменьшение размера ледовой шапки вносят микропластик, сажа лесных пожаров, скапливающаяся в атмосфере, и даже вулканическая пыль: ее вмерзание в арктическую белую толщу делает лед тонким и менее прочным.
...Во время экспедиции мы обратили внимание на то, что в июле (в Арктике это весенний месяц) практически не было льда вдоль западного побережья Новой Земли. Основные льдины начали скрести борта "Профессора Молчанова" на подходах к Земле Франца-Иосифа:
- То, что мы видели с борта судна, - это несяк. То есть в основном однолетние торосы. Несяк не представляет опасности для такого судна, как "Профессор Молчанов", но если он внезапно возникнет на пути моторной лодки, закончиться все может очень печально, - предупреждает ведущий инженер Центра космического мониторинга Арктики Дмитрий Ковалев.
Гораздо больше проблем для мореплавателей создает стамуха - ледяное торосистое образование, "сидящее" на грунте или на мели. Самое опасное в ней - мощнейший многолетний клин, который может навредить как транспорту, так и инженерно-техническим сооружениям на суше.
На пути к ЗФИ "Профессор Молчанов" встречал также айсберги. Каждый школьник знает, что айсберг может неожиданно перевернуться. Плюс к этому дрейфующий лед иногда превращается в "плавучий танк":
- В одной из экспедиций был случай, когда классический айсберг "Гора", напоминающий сверху консервный нож, буквально "вспарывал" встречающееся на своем пути ледовое поле. Причем он неожиданно менял траекторию движения в зависимости от течения, в которое попадал. Поэтому за любыми айсбергами очень важно постоянно наблюдать, - говорит Дмитрий Ковалев.
Сокращение площади льда на СМП ведет к увеличению ветровых волн, также создающих трудности для навигации:
- Обычная ледокольная проводка намного надежнее и эффективнее - во время нее судно медленно, но уверенно идет по безопасному каналу за ледоколом. А на больших разрывах ледовых полей, где ветер шквалистый и непредсказуемый, смоделировать ситуации бывает сложно. Плюс волны несут куски льда, которые с огромной силой могут попадать на борт, ударять по палубам, повреждать перевозимый груз, - рассказал инженер.
Для того чтобы снизить риски для судоходства, за ледовой обстановкой на Севморпути необходимо вести постоянное наблюдение. В 30-е годы в СССР работала служба ледовой разведки: благодаря аэрофотосъемке собиралась воедино и предоставлялась судам огромная карта льдов в акватории СМП. Но во время перестройки ледовую разведку отменили, после чего судовладельцы и ученые оказались отрезанными от актуальной информации. Сегодня разведка вернулась - только вот фрагментарная, попутная, проводящаяся в основном во время научных экспедиций. Поэтому ученые продолжают искать новые форматы наблюдений.
К примеру, в перспективе для мониторинга за льдами могут использоваться роботы. Один из них прошел испытания на Новой Земле во время экспедиции Арктического плавучего университета. Студент из Архангельска Александр Гордейчик проверял, сможет ли работать в условиях высоких широт созданный в Северном (Арктическом) федеральном университете робот-вездеход Atlas. "Искусственный разум" на колесах сдавал экзамен по сбору мусора на побережье Новой Земли, но, как показали практические испытания, работу экологов заменить не смог. При этом Atlas продемонстрировал способность передвигаться по разным типам земной поверхности - гальке, камням, песку. Как считает Дмитрий Ковалев, робототехнику можно будет использовать для ледового мониторинга как прибрежной зоны, так и морской. В первую очередь речь идет о беспилотных летательных аппаратах. Правда, для этого необходимо дооснащать российские суда БПЛА, а также увеличивать экипаж за счет включения в его состав операторов управления.
Но главной альтернативой аэрофотосьемке советского периода остается использование данных дистанционного зондирования земли. Хотя и у нее много недостатков:
- Здесь свои коррективы вносит атмосфера, - рассказали "РГ" в центре космического мониторинга Арктики. - Если нужный участок закрыт плотной облачностью или туманом, где лед, а где облака, понять бывает сложно.
По мнению экспертов, будущее сегодня - за радарными спутниковыми системами, которые позволяют получать данные в темное время суток, а также в ненастную погоду.