Документ содержит пять основных разделов. В первом речь идет о развитии экспортной грузовой базы, каботажных и транзитных перевозок. В частности, предполагается запустить регулярную каботажную линию между Санкт-Петербургом, Мурманском и портами Дальнего Востока, по которой должны совершаться минимум два круговых рейса в год. Чтобы развивать международные перевозки по Северному морскому пути (СМП) в контейнерах, появится российский контейнерный оператор.
В рамках второго раздела предстоит модернизировать существующие арктические порты и строить новые, создавать железнодорожные и речные транспортные коридоры, заниматься дноуглублением. В частности, планируется построить 12 новых портовых терминалов.
Третье направление связано с развитием арктического грузового и ледокольного флотов, судостроительных и судоремонтных мощностей в арктических регионах. До 2035 года предстоит построить 153 судна, в числе которых 12 ледоколов и 46 судов аварийно-спасательного флота.
Четвертая часть посвящена формированию арктической спутниковой группировки, развитию аварийно-спасательной инфраструктуры, гидрографическому, гидрометеорологическому, медицинскому и кадровому обеспечению.
Согласно пятому разделу, для предприятий, работающих на Севморпути, будет разработан комплекс информационных и цифровых услуг, позволяющий прогнозировать поток судов. Судостроители обсуждают разработку опытного образца бортового автоматизированного информационно-измерительного комплекса, который должен регистрировать основные параметры льдов и метеорологической обстановки того района, где находится судно. Уже представлен проект интегрированной информационной системы координатно-временного обеспечения, которая позволит точно определять местонахождение кораблей.
Объем задач колоссален. Например, особую роль приобретают гидрографические работы, поскольку большинство арктических морей мелководны. Если превращать СМП в круглогодичную транспортную магистраль, как планируют федеральные власти, то судам придется ходить не только по рекомендованным маршрутам, но и существенно отклоняться от них, отмечает Андрей Афонин, декан Арктического факультета ГУМРФ имени адмирала Макарова. Это связано с тем, что осадка современных судов увеличивается до 12-15 метров и немалая доля рекомендованных трасс для них не подходит - есть риск сесть на мель. Глубины до 30 метров занимают около 45 процентов площади СМП, а в его восточном секторе - 55 процентов. В Восточно-Сибирском море доля таких глубин и вовсе достигает 86,5 процента. Кроме мелководья, акватория СМП изобилует многочисленными банками и мелями, которые могут находиться в десятках и сотнях миль от берега.
- Например, одна из трасс проходит через мелководный район с глубиной 14,8 метра, - подчеркивает эксперт. - Судам с осадкой 12-15 метров этот участок трассы не пройти. Отдельные районы Севморпути недостаточно изучены, там до сих пор существуют "белые пятна".
Сегодня безопасных маршрутов для перевозки нефти и газа по Севморпути на восток нет.
Крайне важен мониторинг ледовой обстановки, так как существенную долю СМП, отдельные проливы и узкости часто перекрывают перемещающиеся ледяные поля. Для этого необходимы точные и оперативные спутниковые данные.
- Большинство спутниковых снимков нам до сих пор приходилось приобретать за рубежом, причем нередко они были трехдневной давности, - отметил в беседе с корреспондентом "РГ" Николай Пожидаев, президент одной из компаний, занимающихся спутниковыми разработками. - При оценке ледовой обстановки на Северном морском пути такие данные не могут гарантировать безопасность судовождения.
Чтобы решить проблему с геоинформационными данными раз и навсегда, России необходимо запустить около 40 обзорных спутников с разрешением 2,5 метра, шесть аппаратов со сверхвысоким разрешением 0,7 метра, и шесть аппаратов с радарной нагрузкой для СМП. Предполагается, что эта группировка российских космических аппаратов начнет работать в 2025 году.
Предстоит пересматривать тарифы на перевозку грузов, которые пока сложно назвать привлекательными для грузоперевозчиков. Это показал опыт камчатских предприятий, которые в 2009 году для эксперимента решили вывезти около 20 тысяч тонн рыбы по СМП. Это обошлось им более чем в тысячу рублей за тонну рыбы. При этом перевозка тонны нефтепродуктов стоила чуть более 500 рублей, тонны леса-кругляка - 118 рублей. И сегодня ситуация изменилась мало, заявил председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын.
Однако все поставленные задачи решаемы, убеждены эксперты. Об этом свидетельствует растущая востребованность самой северной морской трассы. В 2021 году грузопоток по ней составил 35 миллионов тонн - на два миллиона тонн выше плана, подчеркнул вице-премьер РФ Александр Новак. На июль 2022 года, по его словам, прирост грузопотока составил пять процентов.
Юрий Трутнев, заместитель председателя правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе:
- Разрыв экономических связей с недружественными западными странами привел к развороту потоков продукции экспортирующих предприятий на восток, резко увеличив нагрузку на Байкало-Амурскую магистраль и Транссиб. Такую нагрузку может и должен частично взять на себя Северный морской путь, и это позволит довезти грузы вовремя, а иногда и более эффективно. Но для организации работы по развитию Северного морского пути нужны общие усилия сразу нескольких федеральных министерств и ведомств.
Предполагается, что к 2035 году в развитие инвестиционных проектов, формирующих грузовую базу Северного морского пути, частные инвесторы вложат около 15,6 триллиона рублей, отметил первый заместитель главы Минвостокразвития РФ Гаджимагомед Гусейнов.
Это позволит обеспечить прирост валового продукта на 28,5 триллиона рублей, а налоговых поступлений в бюджеты всех уровней - на 16,3 триллиона рублей.