Каким был фестиваль оперы и балета в Херсонесе

В шестой раз на земле древнего Херсонеса прошел Международный фестиваль оперы и балета, названный в честь античного полиса, в конце X века, при владычестве Византии, ставшего еще и крестильной купелью святого князя Владимира. В этот раз его программа обошлась без вокального искусства, однако, вопреки заявленному формату, включила видавший виды спектакль "Матросская тишина", поставленный в Театре Олега Табакова по пьесе Александра Галича еще для студента Владимира Машкова, ныне народного артиста России. Рада ли такой новации Мельпомена? Время покажет. А вот то, что нынешнему "смотру" благоволила Терпсихора, нет сомнения.
Алексей Дружинин/РИА Новости

Своеобразным прологом к главному событию фестиваля - гранд-балету "Ромео и Джульетта" стал данный 28 и 29 июля гала-концерт ведущих артистов Большого и Мариинского театров, МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, труппы "Кремлевский балет" и даже представительниц сontemporary dance сестер Михайлец. Безупречно сверстанная последовательность различных классических па-де-де, сольных выступлений и современного танца была реализована народным артистом России Андреем Уваровым и прошла под эгидой Севастопольского театра оперы и балета, где он ныне служит заместителем директора.

Праздник балета состоялся благодаря замечательному таланту виртуозов, явивших различные амплуа мужского классического танца: Семен Чудин - благородный принц, Владимир Шкляров - залихватский парень, Дмитрий Соболевский - лирический герой, Владислав Лантратов - бойкий герой-любовник. Не оплошал и Симфонический оркестр Крымской филармонии под управлением заслуженного артиста РФ Антона Гришанина, мудро усилившего провинциальный коллектив солистами оркестра Большого театра, в котором является заместителем музыкального руководителя Камерной сцены.

Михайловский театр доказал, что балета не бывает много. Фото: Анна Садовникова/ Пресс-служба губернатора города Севастополя

К сожалению, дамы (все сплошь прима-балерины) уступили кавалерам пальму первенства: их техника подчас давала досадный сбой, а воплощаемые образы (будь то Аврора, Китри или Сильфида) не впечатляли ни стилем, ни сутью.

Одна только поистине эпохальная артистка мирового хореографического театра Светлана Захарова была на высоте. Уже третий раз покоряет она севастопольскую публику не только абсолютным мастерством, но и личностным "высказыванием", что позволяет ей оградить свое глубокое высоконравственное искусство от потребы публики и установить со зрительным залом доверительный контакт. Чеканный по форме и задушевный по содержанию "Лебедь" буквально завораживал, а совершенный по пластике номер "Откровение" словно поверял нынешние переживания непреходящими духовными ценностями.

В херсонесском пространстве этот "скрипичный" монолог, специально для Захаровой поставленный Митоко Хираяма на музыку Джона Уильямса к кинофильму "Список Шиндлера", был одухотворен "диалогом" с присутствующим среди зрителей известным скрипачом Вадимом Репиным - супругом балерины. В результате получилось незабываемо откровенное размышление о судьбе творческого наследия и участи творца. Вообще все героини танцовщицы кажутся сопряженными с вечностью.

Балета никогда не бывает много. И это доказал спектакль "Ромео и Джульетта", показанный Михайловским театром на сцене, точно повторяющей петербургские параметры. О постановке Начо Дуато нет смысла долго распространяться - она уже давно обрела статус классического произведения. Но именно в обветренном бессмертными легендами пространстве Херсонеса этот выдающийся балет вскрыл генетическую связь шекспировского сюжета с его первоисточником - рассказом о вавилонских влюбленных Пираме и Фисбе из "Метаморфоз" древнеримского поэта Овидия, сосланного на берег Черного моря и посвятившего одну из своих "Скорбных элегий" окрестностям современного Севастополя. Оттого и блистательную хореографию, и монументальную музыку Прокофьева пронзил тот новый для спектакля орфический нерв, ради которого стоило приехать на гастроли в Херсонес.

Все танцовщики оказались на высоте. Оркестр Михайловского театра под управлением Александра Соловьева не играл "под ногу" балетных артистов, а точной и тонкой нюансировкой каждому их движению придавал нетривиальное значение. Сцена Джульетты (Анастасия Соболева) с отцом (Марат Шемиунов), "любовные танцы" Джульетты и Ромео (Виктор Лебедев), бальная и траурная картины являли образец высокой, неописуемой театральности, пример гармоничного срастания совершенных звуков с не менее совершенной пластикой. Наверное, такое искусство было бы в чести и у херсонеситов.

Избыточная история города-героя дает фестивалю огромный, пока еще не освоенный материал

Сказать по правде, только сообразная с херсонесской уникальностью программа становится событием культурной жизни России. Пока я могу назвать две абсолютные фестивальные удачи, благодаря "гению" этого места открывшие в "хрестоматийных" балетных спектаклях новые черты и удивительные смыслы. Это - в 2019 году показанный Новосибирским театром оперы и балета "Спартак" с Иваном Васильевым в главной роли и Михаилом Лифенцевым - Крассом, и в начале августа 2022 года - "Ромео и Джульетта" Михайловского театра. Если действие первого спектакля разворачивалось буквально на месте дислокации римского легиона I века и античного амфитеатра, где, помимо комедий с трагедиями, проходили гладиаторские бои, то перипетии второго легко вписались бы в "декорации" Итальянского дворика музея-заповедника.

Напоенный пламенным ветром и знойным чувством спектакль Начо Дуато, в обрамлении лаконично-емких декораций Джаффара Чалаби, "ренессансного" света Брэда Филдса и тактичной роскоши стилизованных костюмов Ангелины Аглагич, необычайно обогатился духом византийского Херсонеса - дерзким великолепием его искусства, неподкупным раннехристианским целомудрием и обращенной в тлен цивилизацией. Судьба корсунских руин, как и коллизия героев "Ромео и Джульетты", познавательна и поучительна. Они вопиют о торжестве Смерти в подлунном мире и, одновременно, о бессмертии Любви в царстве Солнца Правды.

Какой вывод напрашивается после просмотра шести программ фестиваля "Херсонес"? Во-первых, открытие здания Севастопольского театра оперы и балета уже не за горами, а значит гастролеры получат удобную площадку в центре Севастополя. Для фестиваля же необходимо разработать специальный контент, в каждом сезоне сопровождаемый эксклюзивным девизом. Избыточная история города-героя дает для этого огромный, пока еще не освоенный материал.