В Екатеринбурге показали шедевры камнерезного искусства

Веточка сирени в вазе из прозрачного стекла, нежная, прекрасная и смиренно-печальная в своей сиюминутной красоте - удивительное творение природы. Но, если это чудо сотворила не природа, а руки мастера из трансваальского жада, нефрита, горного хрусталя и металла, получается, что красота стала вечной, а человек - такой же равноправный творец.

На философские мысли о единстве и вечном споре человека и природы настраивает посетителей (совершенно неожиданно для них, но именно так и задумано) новая экспозиция, открывшаяся в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства. Она посвящена 300-летию Нижнего Тагила и создавалась совместно с Нижнетагильским музеем ИЗО.

Художников объединяет желание как можно бережнее сохранить красоту камня

- Пожалуй, самый знаменитый промышленный город Урала, город железа, меди и малахита, "хрустального лака" и маховой росписи по подносам, предстает перед нами и как центр сохранения особой уральской культуры камня, - говорит исполняющая обязанности директора музея Юлия Ильина. - Наша выставка рассказывает не только об уникальных предметах искусства, но и о людях, их сотворивших, -тагильских мастерах, развивающих исконные уральские промыслы. Поэтому она и называется "Мастера с Лисьей горы".

Знаменитая Лисья гора - символ и вертикальная ось Нижнего Тагила: потухший триста с лишним миллионов лет назад вулкан, сложенный из магматических пород, вокруг которого образовался пояс, богатый самоцветами. А еще совершенно мистическим образом возникло сообщество талантливых людей: рудознатцев, геологов, камнерезов, ювелиров, художников.

В экспозиции представлены ювелирные и камнерезные произведения самых известных тагильских мастеров: скульптурные композиции Виталия Стеканова, соперничающие с живой природой работы камнереза Виктора Васильева, сказочно красивые ювелирные украшения Валентина Безбородова, Юрия и Сергея Маточкиных, Ильи Таланцева, флорентийская мозаика Сергея Кислицкого и Андрея Пономарева, объемная мозаика Сергея Бонденкова... Художников объединяет желание как можно бережнее сохранить естественную красоту камня в украшениях, скульптурах, пейзажах и натюрмортах, "написанных" размашисто, крупными мазками-пластинами.

Интересно, что один из мастеров - камнерез Сергей Бусыгин - открыл и буквально вытащил на всеобщее любование произведения своего земляка Анатолия Прокопьева. Прокопьев всю свою долгую жизнь был геологом, а в свободное время создавал портреты, пейзажи и шкатулки из самоцветов в сложнейшей технике флорентийской мозаики на станке, который сделал из советской стиральной машины. Теперь работы самородка, хранившиеся по домашним шкафам, стали музейными экспонатами. Творческая ревность, боязнь конкуренции? Нет, Бусыгин счастлив, совершив такое открытие, ибо это среда настоящего искусства, а не мелкой попсы.

Кстати, один из участников выставки признался не для публики, что не стал бы художником без той самой мистической Лисьей горы. Сам он работает на ее склоне…